XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

722 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XX нательно), вследствие вероятностного отбора поведения, которое соответствовало принципу выживания. При этом время их становления и трансформаций, которые, безусловно, имели место, носителями традиционных культур не фиксировалось. Поэтому когда европейцы пытались узнать у аборигенов что-либо об их инсти- тутах, получали неизменный ответ: «они завещаны нам предками». И сегодня представления культа предков широко представлены на Востоке, прежде всего среди носителей конфуцианской культуры, определяя властные отношения между возрастными когортами в повседневности в виде мораль- но-нравственных норм. Отмечу, что и в нашем политическом дискурсе «предки» часто фигурируют как эталон поведения для современников. О «традиционной власти». С возникновением институциональной власти в вождестве, заканчивая монархиями позднего феодализма, власть продол- жала ориентироваться на сохранение прежнего порядка, апеллируя теперь уже к «предкам» правящего рода. Г. Спенсер, писал о правительственном чувстве , возникшем на заре человеческой истории вследствие организации чувства прошлого . Под «правительственным чувством» понималась власть в широком смысле слова, которая обеспечивала воспроизводство прежнего порядка вещей. Ценность традиции девальвировалась в эпоху Просвещения, в рамках которой высшую ценность в умах просвещенного Запада заняла инновация , определяющая общественный прогресс , с которым стала ассоциироваться цивилизация . Идеи Просвещения легли в основу эволюционистской теория (дикость-варварство-циви- лизация), в рамках которой Традиция окончательно была отнесена к дикости—вар- варству . Словом, цивилизация (Запад) стала жестко ассоциироваться с прогрессом/ новацией, дикость и варварство с Востоком, который стал расцениваться «как изгнанный из культуры источник, как пережиток, как…исторический тупик, кото- рый необходимо изучать с той единственной целью, чтобы его избежать» (Гегель). В рамках эволюционизма важной ценностью стал революционизм, увязавший Французскую революцию 1789 г. с Прогрессом . Еще более жестко эта связь прояви- лась в марксизме, в котором революция считается необходимым условием обществен- ного прогресса, а Традиция («пережитки») главным препятствием на пути к нему. Прогресс в государствах Востока в постколониальный период рассматривался в рамках теории модернизации опять же, как борьба Традиции ( архаики ) с Нова- цией ( модерном ), в которой победа последнего считалась неизбежной. Однако, конец истории не наступил, практика XXI в. развенчала концепцию Фукуямы. Власть на Востоке имеет особые отношения с  прошлым , из которого черпает легитимность. Она всегда конструирует собственную Традицию ( исторический миф ), оформленную по архаическим законам жанра (священное захоронение первопредка, ритуалы, праздники). Зачастую, вводится новое исчисление времени (календарь), что поддерживает исторический миф, связанный с сакрализованным прошлым. Неудивительно, что конфликт между Востоком и Западом протекает в форме ожесточенных «войн за историю», в которых стороны стремятся навязать собственную версию для оправдания политической современности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=