XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 721 Круглый стол: «Традиционализм в современных государствах Азии и Африки» Бочаров В. В. (СПбГУ, Санкт-Петербург) «Традиция/Традиционализм» и власть 1 Понятие Традиция / Традиционализм используется многими гуманитарными дисциплинами. Ключевыми же они являются для народоведения, наук, изучающих народы/этносы: этнографии, социально-культурной антропологии и востоковеде- ния 2 . Сегодня на фоне резкого обострения конфликта между Востоком и Западом среди политиков и политологов активно дискутируется проблема употребления данных понятий. При этом Россия выступает под лозунгом Традиция/Традициона- лизм , Запад же— Инновация/Прогресс . Подтверждается пророчество Хантингтона, утверждавшего, что войны будут вестись по ценностно-идейным основаниям. Несомненно, что Традиция (или Традиционные ценности ) в данном контексте выступает в качестве идеологемы/ценности, противопоставленной Прогрессу, олицетворяемым Западом. Представляется актуальным проанализировать корреляцию между понятием Традиция/Традиционализм и Властью , так как конфликт протекает в форме борьбы за власть. Власть, правда, не сводится к институтам, специализирующимся на исполнении известных функций, т.е. к политической власти. Она «присутствует везде и исходит отовсюду, располагаясь в самой сети социального» (Фуко). 3 Стрем- ление к доминированию одного из субъектов отношений составляет пружину власти. К ней стремятся не только для получения разных выгод: материальных, престижных и пр., она является, по факту, высшей ценностью «приносит удов- летворение сама по себе» (Мальдер М.). О «власти традиции». Традиция — это социальная информация (материаль- ная, духовная) существующая в настоящем, будучи унаследованной из прошлого, в результате передачи кем-то извне. Большую часть человеческой истории Тради- ция по умолчанию являлась базовой социокультурной ценностью, определявшей функционирование и эволюцию народов/этносов. Это мотивировалось тем, что все докапиталистические формации (по Марксу) были ориентированы на простое воспроизводство форм деятельности или, иными словами, на выживание. Поэтому власть принадлежала старшим возрастным когортам, передававшим жизненный опыт последующим поколениям. Ее легитимность покоилась на идейных представ- лениях культа предков. Поведенческие нормы складывались спонтанно (бессоз- 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке КН РА (20RF-189) и РФФИ (РФ) (проект 20–59–05006) в рамках совместной научной программы. 2 Бочаров В. В. Традиционализм Востока: этнография, социально-культурная антропология, востоковедение // Доклады XXXI Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Россия и Восток. К 100 ¬летию политических и культурных связей новейшего времени. СПб.: НП-Принт, 2022. С. 326–342. 3 Справедливо и мнение, что власть для общественных наук имеет столь же фундаментальное значение, что и энергия для естествознания, утверждающее ее всеобъемлющий и всепроникающий характер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=