XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

718 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIX дестабилизирующее воздействие на Евразию оказывает не конкуренция её держав, а внешний фактор атлантизма. Он искусственно подогревает эту конкуренцию и, хуже того, провоцирует новые конфликты. СВО России на Украине — лишь наиболее очевидный пример такого конфликта. При взгляде на него под углом железнодорожной геополитики это, помимо прочего, успешный срыв проекта по выводу «пространства 1520» в сердце Европы (несостоявшаяся магистраль Кошице — Братислава — Вена) и попытка затормозить развитие ЭПШП как ключевого «инфраструктурного коридора» (Л. Ларуш) континента. Анализ транспортной геополитики Евразии с учётом теории дуг нестабильно- сти В. Н. Колотова показывает: каждая дуга формируется вдоль потенциальной траектории крупного железнодорожного проекта или мультимодального марш- рута, выступает в том числе попыткой упредить его, помешать континентальной интеграции—и наоборот, каждой дуге нестабильности можно противопоставить такой проект или маршрут. Многие из них осуществляются именно вдоль дуг нестабильности или даже с их пересечением— в попытке нейтрализовать их раз- рушительный эффект. Например, железнодорожная магистраль Куньмин —Син- гапур формируется параллельно и как бы в противовес одному из сегментов восточноазиатской дуги нестабильности (В. Н. Колотов), или Восточного геостра- тегического разлома (М. Р. Хафезния). По сути, масштабные железнодорожные проекты — потенциальные дуги стабильности. Одна из насущных задач евразийских теллурократий в XXI в. — воплотить в жизнь геополитический кошмар Х. Маккиндера. «Отец геополитики» не зря опасался развития железнодорожной инфраструктуры как залога совместного отпора континентальных держав англо-американской «стратегии анаконды».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=