XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 717 Круглый стол: «Россия и Восток: современное состояние системы дуг нестабильности» проекты, как Восточный полигон в России или Цинхай-Тибетская магистраль в Китае, правомерно трактовать как проекты внутренней геополитики (И. Лакост). Ещё нагляднее геополитика просматривается в развитии регионального железнодорожного сообщения. В строительстве международных транспортных коридоров (МТК) выражается проецирование геополитических лучей. Если такие проекты инициированы сухопутными державами, они способствуют упро- чению связей между ними. Сопряжение транспортных систем континентальных стран — геополитически грамотный процесс, т.к. ограничивает возможности морских держав душить их экономику и создавать им военные угрозы. Примерами такого сопряжения служат ввод в строй железнодорожного моста Нижнеленин- ское — Тунцзян через Амур и строительство МТК «Север — Юг» по маршруту Хельсинки — Мумбаи. Такие проекты создают условия для долгосрочного диалога Хартленда с Римлендом (Х. Маккиндер), т. е. России с Китаем, Индией, Ираном и другими странами евразийской «каймы». При благоприятном стечении обстоятельств эти условия могут стать шагами в направлении строительства «большого пространства» (К. Шмитт) ради общего выживания перед натиском морской цивилизации. Вместе с тем существуют проекты МТК, которые внешне выглядят как инте- грационные, а на деле инициированы талассократиями в попытке выхолостить повестку теллурократического сотрудничества, поставить интересы сухопутных стран на службу странам морским. Среди таких проектов —TRACECA (призван оторвать от РоссииЮжный Кавказ и ЦентральнуюАзию) и НовыйШёлковый путь Ф. Старра — Х. Клинтон (призван интегрировать Центральную Азию с Южной в ущерб интересам России, Китая и Ирана), не говоря о Rail Baltica как военной железной дороге вдоль российских границ. В число проектов евразийской псев- доинтеграции входят и планы Британии содействовать развитию инфраструктуры Организации тюркских государств, чтобы плотнее захлопнуть «ловушку пантюр- кизма» (А. Г. Дугин). Всё это—геополитические лучи атлантизма, бьющие с океа- нов в хинтерланд, попытки Внешнего полумесяца развернуть на себя сегменты не только Римленда, но даже Хартленда, превратить их в осколочные пояса (С. Коэн). Однако представлять геополитику как исключительно противостояние теллу- рократий и талассократий было бы упрощением. На него накладываются меж- теллурократические противоречия. Так, китайский проект «Экономический пояс Шёлкового пути» (ЭПШП) отчасти идёт вразрез с интересами России, так как мешает полноценно использовать Транссиб в виде моста между Восточной Азией и Западной Европой. К тому же проект магистрали Кашгар — Ош — Андижан как звена ЭПШП является вторжением «пространства 1435» (стандартная колея) в «пространство 1520» (русская колея). На «Евразийские Балканы» (Зб. Бжезин- ский) проецируют силу несколько континентальных геополитических акторов. И всё же благодаря неантагонистичному характеру железнодорожного транспорта (развитие транзита) расширение его сетей диалектически ведёт не только к обострению противоречий, но и, напротив, к их сглаживанию. Главное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=