XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 711 Круглый стол: «Россия и Восток: современное состояние системы дуг нестабильности» внимание всех основных региональных игроков, стало новым этапом воплощения такого подхода 1 . Это решение позволило, предварительно запустив самоподдер- живающийся конфликт за счет резкой экспансии ИГИЛ, переключить в 2014 г. основное внимание на главного противника — РФ: после завершения операции по дестабилизации Ближнего Востока в 2011–2013 гг., основные ресурсы были брошены на Украину. После прихода к власти Трампа, поставившего задачу сосредоточения на внутриамериканских проблемах, политика США на Большом Ближнем Вос- токе (ББВ) претерпела дальнейшие изменения. После взятия Мосула и Ракки и окончательного разгрома ИГИЛ в Ираке и Сирии, основным трендом стал постепенный уход из региона, сворачивание активных военных операций, при этом действия США (или бездействие — с аналогичным результатом) ограничи- ваются поддержанием запущенных ранее конфликтов, с тем чтобы обеспечить должный уровень нестабильности, позволяющий осуществлять общий контроль над ситуацией в регионе без непосредственного присутствия «на земле». Даже смена администрации в Вашингтоне не изменила общую тенденцию на выход США с ББВ; наиболее ярким проявлением этого процесса стала впечатляющая, даже карикатурная, эвакуация из Афганистана. США фактически ушли с Ближ- него Востока, переключив свое главное внимание на нового главного против- ника — Китай, и на другие важные в текущей ситуации регионы: Индия и ЮВА, Европа, РФ. В этой связи ключевое значение сейчас приобретает ЮВА-сегмент Дуги нестабильности — с целью выстраивания «санитарного кордона» вокруг КНР. На Западе аналогичный процесс направлен на создание «кордона» между Европой и РФ 2 . В условиях частичного ухода США с ББВ особую значимость приобрели региональные блоки, которые хотя и возникли задолго до Трампа, но после 2017 г. стали играть ключевую роль. Не случайно этот качественный переход маркируется первой открытой конфронтацией между двумя главными региональными блоками: КСА—ОАЭ—Египет и Катар—Турция. Попытка КСА одномоментно раздавить главного конкурента в лице Катара, введя в июне 2017 г. (совместно с ОАЭ, Египтом и Бахрейном) сухопутную, морскую, воздушную, а также политическую блокаду и даже угрожая военным вторжением, в конечном итоге закончилась неудачей: 1 Матвеев А. С. Сирийский капкан // XXIX Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Азия и Африка: Наследие и современность. Материалы конгресса / Отв. ред.: Н. Н. Дьяков, А. С. Матвеев. СПб., 2017. Т 1. С. 419–420. 2 Отделение российских ресурсов от промышленного и финансового потенциала Германии как главная цель американской внешней политики была, в частности, открыто изложена в выступлении главы аналитического агентства Стратфор Джорджа Фридмана 4 февраля 2015 г. в Чикагском совете по глобальным делам (The Chicago Council on Global Affairs) (фрагмент выступления с русским переводом: URL: https://www.youtube.com/watch?v=xewzbMYmC_I (Дата обращения: 09.03.2017); полное выступление на английском: https://www.youtube.com/watch?v=QeLu_yyz3tc (дата обращения: 09.03.2017)); сочетание двух крупнейших американских внешнеполитических ‘think tanks’ едва ли случайно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=