XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 699 Источниковедение и историография ислама в России стью, однако все они, так или иначе, связывали себя с наследием Ильминского, с его идеями. Здесь речь шла о так называемой «обрусительной политике», но вместо нее начинало доминировать историко-этнографическое и лингвистическое изучение мусульманских народов России. Наконец, третье направление в казанском миссионерском исламоведении пред- ставлено теми исследователями, которые, во-первых, выступали против соедине- ния теоретического изучения ислама с практически ориентированной полемикой. Во-вторых, им казалось, что прежде следует изучить ислам, понять его сущностные характеристики, и лишь затем пытаться заниматься практической миссионерской работой. Кроме того, эта группа исследователей не видела в исламе некого «врага» христианства или Империи, но пыталась осмыслить духовное наследие мусульман, проживающих в России. К числу таких авторов, становление которых как иссле- дователей прошло в стенах Казанской академии, следует отнести Г. С. Саблукова и П. К. Жузе. Постепенно отказываясь от полемики с исламом, они, фактически, приходили к «светскому» варианту, академическому исламоведению. Тем не менее, особенно в случае с П. К. Жузе, именно Казанская миссионерская школа наложила свой отпечаток на дальнейшее идейное содержание публикаций и выбор тем. Крайне интересно, на наш взгляд, проследить влияние миссионерского исламо- ведения на развитие исламоведения в советский период в 1920–1930-е гг., так как зачастую православная «обрусительная» позиция в отношении мусульман легко встраивалась в антирелигиозную кампанию первых лет советской власти. В этой связи обращают на себя внимание публикации П. К. Жузе в дореволюционный период о доктрине муʻтазилитов 1 и о коммунистическом движении в исламе, а также изданная по-арабски в 1928 г. и, позднее, по-английски работа об идейном разнообразии ислама и социально-экономический условиях его возникновения 2 . Доклад построен на материалах дореволюционных периодических изданий «Православный собеседник» (Казань) и «Миссионерский противомусульманский сборник» (1873–1914, Казань), а также архивных материалах из фонда № 112 (Жузе П. К.) Архива востоковедов ИВР РАН. 1 Жузе П. К. Мутазилиты: Догматико-историческое исследование в области ислама. Казань, 1899. 272 с.; Жузе П. К. Из истории коммунистического движения в Исламе. СПб., 1899. 2 Jawzi, Bandali. The History of Intellectual Movements in Islam // Sonn, Tamara. Interpreting Islam. Bandali Jawzi’s Islamic Intellectual History. Oxford, 1996. Pp. 71–176.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=