XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
698 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVIII считалось противодействие влиянию ислама на российских подданных. Первона- чально миссионерскую работу планировалось проводить, главным образом, среди населения Поволжья, но по мере роста Российской империи принципы мисси- онерства попытались перенести также на территорию Казахстана и Туркестана. Были попытки применить миссионерскую практику и на Кавказе. Как правило, миссионерское исламоведение рассматривается как вполне цель- ное направление, хотя и прошедшее в своем развитии определенную идейную эволюцию. Более того, этот вариант исламоведения часто рассматривают как один из аспектов имперской и колониальной политики России, которой были присущи ориенталистские клише и стереотипы 1 . Тем не менее, идеологическое пространство, обрисованное Н. И. Ильминским, было весьма широким и даже противоречивым. Это позволило его последователям весьма вольно и разнообразно трактовать идеи создателя школы миссионерского исламоведения. На наш взгляд, внутри миссионерского исламоведения можно выделить, как минимум, три подхода к решению «мусульманского вопроса» в России. Первое из направлений может быть представлено работами Е. А. Малова, М. А. Машанова, М. Г. Иванова и некоторых других преподавателей академии в Казани. Эта группа миссионеров-исламоведов делала акцент на полемике с исламом как с «ложной» религией, пыталась обличать священные тексты мусульман, вскрывать «нравствен- ные пороки» ислама. Именно этот аспект казанского исламоведения более всего смущал петербургских востоковедов и, в частности, барона В. Р. Розена 2 . В то же время, не следует воспринимать петербургское академическое исламоведение и казанское миссионерское как абсолютных антиподов. Тот же Розен указывал, что деятельность казанских богословов «заслуживает гораздо больше внимания и сочувствия со стороны всей нашей образованной публики, чем ей обыкновенно уделяется» 3 . Е. А. Малов состоял с Розеном в переписке и с благодарностью реа- гировал на замечания Розена в рецензиях на публикации Малова. Второе направление, характерное для казанской миссионерской школы, это «просвещение инородцев». Здесь внимание было сосредоточено не на полемике с исламом и не на обличении недостатков исламского права и этики, а на образо- вательной политике в инородческой среде, создании школ русско-туземного типа, создании алфавитов на основе кириллицы, особенно для тех языков, у которых еще не было своей письменности. В этом же контексте создавались азбуки на нацио- нальных языках, учебная литература и первые периодические издания. К числу таких общественных деятелей следует, на наш взгляд, отнести Н. П. Остроумова, Н. Ф. Катанова, Н. А. Бобровникова и его супругу С. В. Чичерину. Не все перечис- ленные лица были непосредственно связаны именно с миссионерской деятельно- 1 Джераси Р. Окно на Восток: Империя, ориентализм, нация и религия в России. М., 2013. 548 с. 2 Бартольд В. В. Барон В. Р. Розен и русский провинциальный ориентализм // Бартольд В. В. Собр. Соч. Т.9. М., 1977. С. 589–595 3 Рецензия на книгу Е. Малова «Об Адаме по учению Библии и по учению Корана» // Барон Виктор Романович Розен. Избранные труды по исламоведению. СПб., 2020. С. 176.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=