XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 697 Источниковедение и историография ислама в России Рагозина С. А. (ИВ РАН, Москва) Мусульманские соцсети: как анализировать «новые тексты» в исламском поле? Новые медиа стали органичной частью повседневности, в том числе это касается и мусульманского сообщества в современной России. Функции соцсе- тей теперь не сводятся к информационной или коммуникативной, они играют перформативную роль в формировании мусульманской идентичности. Большая часть контента в исламских социальных сетях посвящена призыву и проблемам религиозного благочестия. Полиархичное по своей природе пространство соци- альных сетей позволяет пользователям индивидуализировать стратегии своего религиозного поиска, выбирая те или иные источники религиозного знания. В то же время спрос на вариативность стимулирует появление множества новых акторов, новых религиозных авторитетов, транслирующих это самое религиозное знание. Пандемия значительно стимулировала мусульманский активизм в соцсетях: например, в противовес «официальным улемам» стали заметны многочисленные «неофициальные» интернет-улемы (особенно в соцсетях), часто обращающиеся к салафитскому дискурсу. Какие подходы наиболее оптимальны при анализе этих «новых» текстов? В данном докладе будет представлен анализ ключевых работ, посвященных изучению исламского киберпространства и шире — роли цифровых технологий в трансформации отдельных религиозных практик (например, будут освещены теории медиатизации религии М. Лёвхайм, социологии ислама Б. Тёрнера и Д. Эйкельмана). Также предполагается обсудить конкретные методики анализа такого рода текстов, например, сетевой анализ и отдельные инструменты корпус- ной лингвистики. Соболев В. Г. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Идейное разнообразие миссионерского исламоведения в России на рубеже XIX–XX вв.: Е. А. Малов, Н. П. Остроумов, П. К. Жузе В середине XIX в. в Казанской духовной академии сформировалось направ- ление православного образования и богословия, которое часто называют мисси- онерским. Идейные основы миссионерской деятельности среди российских ино- родцев были заложены Н. И. Ильминским (1822–1891), при этом особое значение придавалось распространению христианства среди мусульман. Важным аспектом

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=