XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
696 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVIII 3) выявление важнейших этапов в развитии религиозных музыкальных этно-ре- гиональных традиций мусульман России. 4) выстраивание представлений об этнических, сохраняющихся у мусульман в разных регионах России, и, в сопоставлении с ними, канонических ближне- восточных мелодических образцах религиозных музыкальных жанров и форм, активно адаптируемых в настоящее время российской уммой. При этом собственно религиозные музыкальные традиции, формы и жанры мусульман необходимо дифференцировать по следующим признакам: 1) времени и факторам, способствовавшим их формированию, 2) соотнесенности с религиозными направлениями (суннизмом, шиизмом, суфизмом), видами мазхабов — богословско-правовых школ, 3) допустимости или не допустимости с точки зрения канонического ислама (то есть, рассматривая их с позиций богословской категории бид‘а —дозволенных и недозволенных новшеств), 4) особенностям литературных источников (при их наличии), 5) функциональному назначению и использованию в религиозных ритуалах в мечети, 6) типу мелодической оформленности и использованию музыкальных инстру- ментов, 7) формам передачи традиции (исключительно устной либо же опирающейся на письменные тексты и поддерживаемой нотными записями, как это может про- исходить с религиозными песнопениями мусульман-татар и башкир — мунад- жатами). На сегодня степень изученности этно-региональных традиций мусульман России весьма различна. Религиозная музыкальная культура мусульман-татар и башкир Урало-Поволжья привлекла внимание этнографов впервые еще в конце XIX столетия (С. Г. Рыбаков), но в последующем, в силу исторических факто- ров (в частности, атеистической политики в период советской власти), обходи- лась молчанием или же изучалась неравномерно и с разной степенью глубины в отношении бытовавших религиозных музыкальных форм, жанров и традиций (Р. А. Исхакова-Вамба, М. И. Шамсутдинова, Г. Р. Сайфуллина, А. Б. Софийская, З. А. Имамутдинова и др.). По другим регионам имеются единичные работы, появившиеся лишь в последнее десятилетие, например, по Северному Кавказу (М. Ш. Абдулаева, М. С.-Г. Албогачиева, А. А. Черкесова), Крыму (Г. Р. Туймова), при этом по западной части Сибири на сегодня в данном направлении были фак- тически сделаны лишь первые шаги (Л. Р. Сурметова). По Астраханской области практически нет публикаций. В рамках сообщения будет представлена презентация, призванная предоста- вить необходимые сведения о предмете исследования, усилить интерес к этой проблематике, осознать уникальность религиозных музыкальных традиций мусульман России в контексте всего исламского мира и подчеркнуть актуальность их изучения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=