XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 695 Источниковедение и историография ислама в России С позиций уникальности стиля, звучащих жанров и видов ритуалов в религиоз- ной музыкальной культуре мусульман России, необходимо, прежде всего, выделить Урало-Поволжье (Волго-Уралье), Северный Кавказ, Крым, Астраханскую область и западную часть Сибири. Специфика локальных религиозных музыкальных традиций в регионах России является результатом исторических сдвигов и потрясений в процессе долгой эволюции, этнического своеобразия, используемых издавна языков и диалектов, религиозных представлений в связи с приверженностью разным направлениям ислама и позициям богословских авторитетов, а также, — имеющих (в большей или меньшей степени) место религиозного синкретизма и взаимовлияния культур. Изучение религиозных музыкальных традиций российских мусульман в силу масштабности стоящих задач может и должно превратиться в направление музы- кального востоковедения, соприкасающегося в отдельных аспектах с исламской теологической проблематикой. Прежде всего, необходимо обеспечить данное многовекторное исследование религиозными музыкальными источниками, за редким исключением, не зафик- сированными ни в виде аудио- и видеозаписей, как и в виде нотаций или при помощи других способов графического отображения (например, компьютерных мелограмм — именно этот путь эффективен при изучении мелодизированного чтения Корана и используется автором). Необходимо подчеркнуть, что устная форма передачи своеобразных этниче- ских традиций религиозного музыкального интонирования мусульман не может обеспечить ее сохранность в данную эпоху, когда российская умма все в большей степени вовлекается в глобализационные процессы, связанные с тотальным стремлением следовать каноническим (арабским/ближневосточным) установкам ислама в сфере религиозных ритуалов (прежде всего, в чтении Корана, звучании азана, исполнении религиозных напевов). Сверхзадачей в данном направлении представляется картографирование уникальных религиозных музыкальных феноменов, звучащих в разных частях России, и создание на этой основе элек- тронного ресурса. Одновременно необходимо культивировать интерес к изучению религиозной музыкальной культуры российских мусульман. С точки зрения наличия источников и методов исследования религиозных музыкальных традиций мусульман России можно условно выделить следующие исторические этапы: первый, охватывающий огромный путь развития от периода формирования до последней трети XVIII в.; второй, берущий начало в правление императрицы Екатерины II вплоть по начало 1920-х гг.; третий, советский до 1990-х гг. и, наконец, четвертый— современный. В самом общем плане в задачи исследования, очевидно, должны входить: 1) поиск сохранившихся в частных коллекциях записей и анализ имеющихся исследований по регионам России, 2) характеристика специфики религиозных музыкальных традиций, сформи- ровавшихся у мусульман в разных регионах страны,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=