XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 691 Источниковедение и историография ислама в России активно продвигают свои идеи, комментируют различные политические и неполи- тические вопросы в Интернет-пространстве. В своей работе я подробно рассмо- трела теоретические основы данного вопроса, сравнив мнения таких исламоведов как Б. Тернер 1 , Г. Бант 2 , О. Руа 3 , П. Мандавилль 4 на явление дигитального ислама. В силу того, что одной из наиболее актуальных проблем для современных российских мусульман является мусульманское образование, этот вопрос является достаточно обсуждаемым в виртуальном пространстве. Более того, мусульман- ское образование важно для тех, кто находится на начальных этапах приобщения к исламу. Я провела анализ основных платформ, которые используют российские мусульмане для осуществления просветительской и образовательной деятельности и пришла к выводу, что наибольшей популярностью среди «рядовых» мусульман пользуются социальные сети, платформаYouTube и официальные сайтыДуховных Управлений мусульман России. Рассмотрев онлайн-публикации по теме виртуального мусульманского обра- зования в России, я пришла к выводу, что далеко не все материалы содержат достоверную информацию, именно поэтому далее я классифицировала виды Интернет-активности российских мусульман в сфере образования и просвещения, основываясь на уровне легитимности информации, содержащейся в контенте рассматриваемых Интернет-платформ. Выведенная мною классификация видов Интернет-деятельности российских мусульман в сфере образования и просвещения включает: 1. Образовательную деятельность, осуществляемую официальными предста- вительствами духовных управлений мусульман; Существуют отдельные сайты, например, духовное управление мусульман республики Башкортостан 5 , духовное управление мусульман Чеченской респу- блики 6 и др. Основным контентом данных сайтов являются анонсы различных мероприятий 7 , но на ютюб-канале ДУМ РБ можно найти цикл онлайн-лекций по обучению арабскому языку 8 .Важно понимать, что онлайн-деятельность духовного управления не сводится только к публикациям на их официальном сайте. Дело в том, 1 Turner B. S. The Sociology of Islam: Collected Essays of Bryan S. Turner. Ashgate Publishing Company, 2013. P. 205 2 Bunt G. R. Islam in the Digital Age: E‐Jihad, Online Fatwas, and Cyber Islamic Environments: Islam in the Digital Age: E‐Jihad, Online Fatwas, and Cyber Islamic Environments. Pluto Press, 2003. P. 248 3 Roy O. Globalized Islam — Interview with Olivier Roy — Religioscope — 8 November. URL: https://cup.columbia.edu/author-interviews/roy-globalized-islam (Дата обращения:18.04.2022) 4 Mandaville P. Globalization and the Politics of Religious Knowledge. Pluralizing Authority in the Muslim World. Theory, Culture and Society. 2007. № 24(2). P. 101–115 5 Духовное управление мусульман республики Башкортостан URL: https://dumrb.ru. 6 Духовное управление мусульман Чеченской республики URL: https://dumchr.ru. 7 Пост в группе «Духовное управление мусульман РБ. ДУМ РБ» от 22.04.2022. URL: https:// vk.com/dumrb?w=wall-178900207_2327. 8 ДУМ РБ Уроки арабского языка. (На русском языке). URL: https://www.youtube.com/watch?v =AsT4yyGHoRc&list=PLNLbwMpWSYJRPKsxQcHzvLYrn0QHvWabH.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=