XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 677 Школа молодого востоковеда или религиозных механизмов в политических целях. В риторике одних исламист- ских движений мученичество фигурирует преимущественно в пассивном смысле, под которым подразумевается провозглашение тех или иных жертв шахидами (шухада). Другие, более радикальные организации, апеллируют к мученичеству в ином ключе. Мученичество становится одним из инструментов ведения поли- тической деятельности и вооруженной борьбы, а объявление жертв шахидами сменяется открытой пропагандой истишхада. Истишхад — термин, трактующийся по-разному отдельными движениями и группировками. Стоит оговориться, что сам «истишхад» (масдар Х породы) не является кораническим термином и ни разу не употребляется в Коране или Сунне. Глагол «исташхада», от которого образован масдар, встречается в Коране два раза, причем оба случая связаныисключительно со свидетельскими показаниями. Первые употребления этого глагола в значении «стать мучеником» встречаются лишь в хадисах. Все это обуславливает гибкость определения и применения истишхада. В некоторых случаях, истишхад обозначает лишь факт мученической смерти. Более употребительным смыслом истишхада является самопожертвование—в осо- бенности, еслиречь идет о террористах-смертниках. Посредствомистишхадамученик демонстрирует высшую степень веры и самоотдачи, своей смертью он свидетель- ствует наличие высшей истины. Операции мученичества (ал-‘амалийат ал-истиш- хадийа) стали распространенным и, с точки зрения радикальных исламистских организаций, довольно эффективным способом ведения борьбы еще в конце ХХ в. Можно выделить две целевые группы, воздействиена которыхоказываетистишхад. Первая репрезентует «чужих» — это люди, проживающие в иной социальной или культурной группе, для которой не свойственен этот тип поведения. Вторая группа, наоборот, включает «своих». Это могут быть как потенциальные боевики или смерт- ники, так и иные люди, одобряющие подобные действия и методы борьбы. С рели- гиоведческой точки зрения, цель истишхада — убедить восприимчивую аудиторию в существовании трансцендентногодискурса 1 . Втакомслучае, первая группа испытает панику, страх или тревогу, а вторая—воодушевление, которое будет способствовать популяризации истишхада. Обычные мусульмане, не вовлеченные в радикальную исламистскую деятельность, могут находиться как в первой, так и во второй группе. Ал-Каида на Аравийском полуострове (запрещенная в РФ террористическая группировка, далее — АКАП) — одна из наиболее активных ветвей ал-Каиды, образованная в 2009 г. и базирующаяся в Йемене. Примечательно, что АКАП занимает довольно весомую и стабильную позицию в регионе, которую не удалось ослабить даже Исламскому государству (запрещенная в РФ террористическая груп- пировка, далее — ИГ). Причина кроется в специфичном социально-культурном взаимодействии АКАП с местным населением. Большая степень вовлеченности в культурный код региона, которая достигается посредством использования локаль- ных традиций, йеменской поэзии, племенных категорий чести, гордости и мести, 1 Calhoun L. Islamic martyrdom in the postcolonial condition // Text and Performance Quarterly . 2007. Vol. 24. № 3–4. P. 322. URL: https://doi.org/10.1080/1046293042000312797 (Accessed: 07.01.2023)ю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=