XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

676 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVII мир. Безусловно, учение о спасителях есть и в иудаизме, и в христианстве, так что бесспорное влияние зороастризма в этом вопросе установить трудно. Однако интересен тот факт, что учение о Махди характерно именно для шиизма. Помимо доктринальных сходств существуют и сходства более бытового характера. Например, в обеих религиях положено произносить молитву пять раз в день. Ислам во многом практически полностью копирует зороастрийский обряд омовения 1 . Первые годы после Исламской революции были отмечены сильной ислами- зацией культурной и социальной сферы. Однако в последствии элементы зоро- астризма и традиционной иранской культуры вновь появились в официальном поле. Так в 2011 г. в стране широко отмечалось празднование тысячелетие поэмы Фирдоуси «Шахнаме». Сейчас в Иране широко распространены зороастрийские праздники, например, Навруз, внесённый в список нематериального культур- ного наследия ЮНЕСКО; или ночь Ялда — ночь накануне зимнего солнцестоя- ния, — признанная национальным сокровищем страны 2 . Идентичность современных иранцев представляет собой сложное и много- гранное явление. Попытки построить её исключительно на какой-либо одной доктрине — традиционной иранской культуре, как при Пехлеви, или на исламе, после 1979 года—оказываются неудачными, на наш взгляд, потому, что в основах современного иранского общества заложен синкретизм и взаимовлияние культур. Уместно было бы вновь привести суждения Мутаххари о том, что все культурные концепции и символы вносят свой вклад в развитие человека и становятся уни- кальными элементами идентичности 3 . Родецкий И. А. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Специфика концепции истишхада в идеологии террористической группировки «ал-Каида на Аравийском полуострове»: на основе арабо- и англоязычных публикаций Исламизм обращается к исламу не только как к религии, но и как к политиче- ской идеологии, что расширяет возможность применения религиозных категорий 1 Хисматуллин А. А., Крюкова В. Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. С. 170–188 2 Древний иранский праздникШаб-е Ялда —время победы сил добра и света (2012). Российское информационное агентство IRAN. RU URL: https://iran.ru/news/culture/84856/Drevniy_iranskiy_ prazdnik_Shab_e_YaLDA_vremya_pobedy_sil_Dobra_i_Svetа (дата обращения 25.11.2022) 3 Гибадуллин И. Р. Мортаза Мотаххари и идеология иранского национализма. Нации и наци- онализм на мусульманском Востоке / Отв. Ред. В. Я. Белокреницкий, Н. Ю. Ульченко; Институт Востоковедения РАН. М.; ИВ РАН, 2015. Стр. 271

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=