XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 675 Школа молодого востоковеда астризме. Зороастрийские символы появились в государственной символике Ирана: на гербе изображались, вместе с исламской символикой, крылатый диск Фаравахар и Симург — символ Сасанидов и древних парфянских царей. Мас- совым явлением стало празднование гаханбаров — сезонных зороастрийских праздников — и Навруза. Анализируя данный период иранской истории, можно сделать вывод, что зороастрийские традиции тогда активно возрождались отча- сти в противовес, отчасти как дополнение к исламу. Эта древняя религия заняла в тогдашней системе ценностей место одной из культурных черт, элементов, из которых складывается общая иранская идентичность. Цель нашего доклада — определить, какое влияние оказала древняя иранская религия — зороастризм — на современную иранскую идентичность. Для понимания того, на чём основывается иранская идентичность, необходимо принять во внимание исследования, посвящённые тому, какое влияние оказал зороастризм на становление ислама (главным образом, шиизма). Подобное влия- ние можно проследить как на доктринальном, так и на обрядно-бытовом уровне. В книге шиитского теоретика времён Исламской революции Муртазы Мутах- хари приводится суждение о том, что традиция передачи власти по наследству у шиитов связана с представлениями о сакральности царской власти в древнем Иране. Мутаххари приводит цитату британского востоковеда Эдварда Брауна о том, что согласно одному из мифов Хусайн ибн Али, сын дочери Пророка Фатимы, взял в жёны дочь последнего Сасанидского царя Йездигирда III 1 . В данном случае не столько важна достоверность этого предания, ведь оно скорее отражает общие представления о влиянии доисламских верований на ислам. Интересным видится также сравнение представлений мусульман и древних зороастрийцев об аде. В исламе считается, что в Судный день души людей должны будут пройти по узкому мосту Сират над огненной преисподней. Праведники легко пройдут по мосту, а грешники упадут с него прямиком в ад. В зороастрийской традиции души умерших в загробном мире также должны пройти по мосту Чинват, и также, как в исламе, пересечь его смогут только праведники 2 . Ещё одним элементом сходства можно считать предание о спасителях, чьё пришествие ожидается перед Страшным судом. В исламе предания о Махди не зафиксированы в Коране, нет их и в наиболее авторитетных сборниках хадисов ал-Бухари и ал-Хаджаджа, тем не менее в некоторых канонических сборниках присутствуют упоминания о Махди. Что характерно, суннитская доктрина подвергают сомнению подобные верования, однако фигура Махди очень важна в шиизме. В зороастризме, в свою очередь, учение о некоем спасителе вполне официально закреплено. Имя его Саошьянт, согласно ученью, он явится перед концом света, воскресит мёртвых, уничтожит злой дух Анхра-Майнью и очистит 1 Муртаза Мутаххари. Иран и ислам: история взаимоотношений / Пер. с перс., примеч. М. Мах- шулова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. 2 Дорошенко А. Р. Зороастрийцы в Иране (историко-этнографический очерк). М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. С. 6–34.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=