XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
670 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVII особенностей восприятия арабами ароматических веществ и благовоний. Кроме того, это может быть полезно для дальнейших изысканий в области парфюмерного дела на Ближнем Востоке, в частности, для исследований более поздней арабской парфюмерии (эпохи Средневековья и Нового времени). При подготовке настоящего доклада были проанализированы стихи Имру’у- л-Кайса (501–544) (араб. ‘ ,)امرؤ القيس Антары б. Шаддада (525–615) (араб. عنترة بن ‘ ,)شداد Алкамы б. ‘Абада (ум. 680 г.) (араб. ,)علقمة بن عبد ал-Хариса б. Хиллиза ал-Йашкури (ум. 580 г.) (араб. ,)الحارث بن حلزة اليشكري ал-А‘ша’ Маймуна (570–625 г.) (араб. ,)الأَعشى в которых упоминаются благовония; хадисы из Сахих Ал-Бухари (араб. ,)صحيح البخاري Сахих Муслим (араб. ,)صحيح مسلم Сунан Абу Давуда (араб. سنن ,)أبي داود Суна-н-Наса’и (араб. ,)سنن النسائي а также отдельные суры Корана, в которых упомянуты ароматические вещества, бытовавшие в арабском обществе во времена пророческой миссии Мухаммада. На основе изучения источников, автор пришёл к нескольким заключениям. Благовония на протяженииVI–VIII вв. прошли эволюцию от элемента мироощуще- ния доисламских поэтов, связанного с любовно-чувственным, плотским опытом, до символа райского метафизического благоденствия (согласно мусульманскому вероучению, Райская земля, подобно воздуху Рая 1 и его рекам 2 , пахнет мускусом). Сравнения муз и возлюбленных с дорогостоящими благовониями у поэтов говорят о том, что любимые женщины ассоциировались у них с редкими, труднодоступ- ными предметами роскоши. Как высокий статус любимых женщин подчёркивался сравнениями с редкими благовониями, так и наоборот, ценность ароматических веществ только росла при их упоминании в отношении знати. Именно по такому принципу построено большинство рассмотренных автором джахилийских стихов (произведения Имру’ ал-Кайса, ‘Алкамы б. ‘Абада, Ал-Аа‘ши’ Маймуна). На основе образцов доисламской поэзии мы можем утверждать, что важность аро- матических веществ усиливалась при их ассоциации со знатными женщинами. Так, красивые и богатые женщины Аравии ассоциировались у мужчин с ценными мускусом и удом 3 . Однако с принятием арабами ислама использование женщинами духов пре- терпело изменения. По новым правилам женщинам запрещалось наносить на своё тело насыщенные, стойкие, привлекающие лишнее внимание ароматы; для мужчин в целом всё осталось, как прежде. Гендерное разделение в умащивании тела благовониями подтверждает хадис, переданный в сунне Абу Давуда: «Хасан ал-Басри сказал: “Благовония, которыми пользуются мужчины, должны иметь запах, но не иметь цвета, а благовония, которыми пользуются женщины, должны 1 Сура ал-Мутаффифин 83:22–26. 2 Сура ал-Каусар 108:1. 3 KingA. The Importance of ImportedAromatics inArabic Culture: Illustrations from Pre‐Islamic and Early Islamic Poetry. Journal of Near Eastern Studies, Volume: 67. Chicago: The University of Chicago Press, 2015. P. 175–189.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=