XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 669 Школа молодого востоковеда вынужден работать пастухом и долгое время находиться в одиночестве и пре- бывать в размышлениях; кроме того, он был склонен к аскетизму. В результате, Али Дашти приходит к выводу, что многие аяты Корана — просто размышления пророка Мухаммада и его внутренний диалог. Он утверждает, ссылаясь в том числе на доисламскую поэзию и историю, что идея монотеизма и неприязнь к идолопоклонству была не нова на Аравийском полуострове, и там жили представители монотеистических верований, а Мухам- мад, совершая торговые сделки, контактировал с ними и слышал их речи. Дашти утверждает, что обычно религия рассматривается как нечто иррацио- нальное, но если посмотреть на пророка Мухаммада как на обычного человека, то в ней нет ничего необъяснимого с точки зрения психологии и социологии. Труд Али Дашти представляет свежий взгляд на ислам, повлиявший на взгляды Абдолкарима Соруша, который в свою очередь предложил собственную интер- претацию ислама и смог заинтересовать некоторых мусульман, иммигрировавших в западные страны и получивших там образование. По этой причине личность Али Дашти представляет интерес для изучения как пример мусульманского реформатора-модерниста. Манцерева С. А. (НИУ ВШЭ, Москва) Ароматические вещества и благовония в диванах доисламских поэтов, Коране и хадисах Настоящий доклад посвящён роли, которую ароматические вещества играли в образной системе арабского литературного наследия VI–VIII вв., и изменениям этой роли с приходом ислама. Благовония, бытовавшие на Аравийском полуострове, на протяжении всего исторического периода, исследуемого в данной работе, играли важную роль в жизни арабского общества. Ароматические вещества в эпоху джахилийи счита- лись предметом роскоши, использовались в качестве ароматиков для тела, подно- сились в качестве жертвенных атрибутов к идолам и в храмы 1 . С приходом ислама и распространением его учения на Аравийском полуострове благовония потеряли свой первоначальный элитарный статус и стали использоваться в повседневных ритуальных целях. Обращение к доисламской литературе и письменным памятникам начала ислама даёт исследователям возможность реконструкции эстетической системы арабского общества на стыке двух эпох (эпоха джахилийи и первый век ислама), а также 1 Кайс Казем ал-Джанаби. Ал-‘утр ‘инда-л-‘араб . Бейрут: Муа’сасату-л-иншару-л-‘арабийй , 2015.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=