XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
668 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVII в Иране. Занимался публицистикой. Множество раз становился представителем различных провинций Ирана в Парламенте. После победы Исламской революции дважды был заключен под стражу, где провел в общей сложности три года. Причиной ареста и заключения стало обви- нение в написании книги: «Bist-o se sāl» (Двадцать три года). После освобождения вскоре умер от болезней в возрасте 84 лет. Название книги связано с двадцати тремя годами пророческой миссии Мухам- мада. Данный труд представляет собой попытку рационалистической трактовки Корана, учения пророка Мухаммада и критический обзор его жизни, а также содержит острую критику в адрес традиционных представлений и распростра- ненных в народе мнений по указанным вопросам. На данный труд было написано множество критических отзывов со стороны мусульманских богословов, а на самого Дашти сыпались обвинения в безбожии. Он ожидал подобную реакцию, потому книга была издана неофициально и в обе- зличенной форме. В ней нашла выражение позиция автора, отличная от позиции большинства и устоявшихся традиций. Например, крайне необычно для выходца из среды шиитского духовенства то, что Дашти часто обращается к комментарию Корана из труда «Тафсир ал-Джала- лайн», ссылается на хадисы Бухари и Муслима (т.е. авторитетные для суннитов сборники хадисов), порой пытаясь дать им рациональную трактовку, в крайне уважительных формах упоминает Абу Бакра ас-Сиддика, Омара ибн ал-Хаттаба, Аишу, Бухари и Муслима. Кроме того, Дашти часто приводит аят или несколько аятов близких по смыслу, обращаясь непосредственно к ним, а не к комментариям на эти аяты. Труд содержит пять разделов: Мухаммад, религия ислам, политика, метафизика, после Мухаммада. Каждый раздел делится на главы. В первом разделе Али Дашти кратко характеризует личность и жизнь пророка Мухаммад. По оказанному на человечество влиянию он ставит Пророка выше остальных мыслителей и политиков, и сравнивает с ним разве что В. И. Ленина, однако замечает, что Ленин с куда большими возможностями добился меньшего результата, чем пророк Мухаммад. Далее Дашти пишет о том, что любая выдаю- щаяся личность из-за невежества народа обрастает мифами и ей начинают при- писывать различные чудеса. Он утверждает, что Коран не упоминает ни об одном чуде Пророка, кроме самого Корана. Отрицая иные интерпретации, он объясняет чудо Корана тем, что человек, который не умел читать и писать и вел скромный образ жизни, стал выступать с речами в новом жанре рифмованной прозы, кото- рый не встречался прежде. Мыслитель настаивает на человеческой личности пророка Мухаммада, ука- зывая на аяты Корана и хадисы, и трактует многие места Корана как отражение субъективного восприятия Пророка и его бессознательного. Он анализирует то, в каких условиях жил Мухаммад, в частности то, что он был сиротой, рос в труд- ных условиях, в отличие от детей других курайшитов, живших в достатке, он был
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=