XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

664 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVII На основе проведенного анализа можно вывести такие специфические черты описания ящериц в трактате аль-Джахиза как: объединение информации обо всех пресмыкающихся при описании ящериц; самобытная логика повествования, которая заключается в переходе от одной мысли к другой; использование в первую очередь арабоязычных источников информации—поэзии, фольклора, анекдотов, песен, пословиц, рассказов бедуинов, сообщений других ученых; включение в трактат собственных наблюдений: фокус не на биологических данных, а на моральных качествах животных, в соответствии с жанром «адаб» Жуков Д. А. (НИУ ВШЭ, Москва) Роль женщин-шейхов в развитии суфийского движения на примере Фатимы из Кордовы (XII в.) Важность исследований, касающихся различных аспектов суфизма, в последнее время становится всё более неоспоримой в академическом сообществе. Затраги- ваются разнообразные особенности тарикатов, трудов видных шейхов. В числе прочего во многих сочинениях по суфизму речь заходит и о женщинах-шейхах, которые основывали собственные завии (араб. обитель, келья), были аскетами, занимались просвещением. Некоторых из них сегодня принято считать аулийа’ (условно, с оглядкой на специфику ислама, святые). Однойиз такихженщинбылаФатима изКордовы(известна также, какФатима бинт Ибн ал-Мусанна). Точными датами её жизнимыне располагаем, известно только, что большая её часть пришлась на XII в. Основным источником данных о ней является автобиографическое сочинение Ибн Араби «Святой дух в воздаянии души» (« Рух ал-кудс фи мухасабат ан-Насир »). По мнению самого шейха, Фатима из Кордовы стала одним из первых и наиболее влиятельных наставников-учителей на его пути. В настоящем докладе на основе сочинений Ибн Араби («Святой дух в возда- янии души», «Мекканские откровения» / « ал-Футухат ал-маккийа », «Славная жемчужина» / « ад-Дурра ал-фахира ») будет поднят следующий вопрос: почему Фатима бинт Мусанна оказала такое сильное влияние на мировоззрение великого суфийского учителя? Будет дана оценка роли личности шейха-женщины на при- мере конкретного исторического деятеля. Можно смело утверждать, что благодаря двум годам жизни, проведённым при Фатиме, Ибн Араби сформировал весьма «современный» взгляд на женщину. Он отмечал в своих трактатах, что та может достичь высших рангов святости, даже стать кутбом (духовным лидером) тариката. То есть, в суфизме, постулировал Ибн Араби, нет макам (духовных состояний), которых не могла бы достичь женщина, или качеств, которые она не могла бы воспитать в себе. Единственное ограниче- ние — она не может обладать даром настоящего пророчества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=