XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 657 Школа молодого востоковеда кольчуга восточной работы XIX в. С момента её создания кольчуга становится функциональным знаком, потому что доспех, сплетенный из железных колец, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Она — функциональный знак воина, готовящегося к началу битвы. Следовательно, знак-признак, определяемой личностью как субъектом социальной деятельности, несет в себе информацию о взаимодействии людей, позиционируя отношение человек-человек вне зависимости от каких-либо изображений на нём. При этом, с достаточной долей уверенности можно сказать, что на кольцах кольчуги выгравировано слово на арабском языке الله 1 . Надписи на каждом кольце (более 200) делались штампом. Знаковая система записи естествен- ным языком становится дополнительным текстом, источником информации Бог — Человек. Мастер-оружейник не указывал своего имени, прежде утверждая связь между человеком и Богом. Так два типа знаков составляют семиотическое поле одного предмета, определяя разные уровни отношений. Вместе с тем, на выставке, представляющей коллекции из собрания Нацио- нального музея Республики Дагестан, было «знатное» оружие с надписями на арабском языке: например, шашка имама Шамиля первой половины XIX в. На обухе клинка надпись информировала об обладателе оружия и его изго- товителе, маркируя отношение Человек — Человек. Однако выполненная на ножнах арабская гравировка: «Если ты в битве не бездействуешь, то страха у тебя быть не может. Смерть есть чаша — каждый её изопьёт, могила есть дверь — каждый в неё войдёт» 2  — позиционируя отношение Человек — Бог, в образной форме воображаемыми знаками-символами (чаша, дверь) передаёт идеи, связанные с этим объектом. В данном случае образы являются метафо- рой и становятся частью «геральдической» формы узора, указывая на воинские занятия его обладателя. Клейма мастеров, как правило, выбивались крупным штампом с арабской надписью: «Работал такой-то» или только с указанием имени мастера. Иногда клеймо состояло из арабских букв или знаков, то есть условных значков мастера, которые можно определить как индексы и отнести к конвенциональным условным знакам. Такие клейма мы находим во множе- стве на крымских и харбукских стволах, на черкесских замках пистолетов: »ما شاء الله» ,«عمل محمد» ,«شمل« 3 ,что определяется представлениями владельца о статусности и богатстве. Любая изобразительная композиция для средневекового мусульманского худож- ника была не целью, а средством ассоциативно-образной передачи религиозной идеи. Мыслимый образ как конвенциональный (условный) знак проявляется в орнаментике оружия. 1 Бог. 2 Вероятно, «запись сделана после того, как оказалась в руках Шамиля», известный мастер Тифлиса Элиаров Геурк «арабским языком не владел» (Э. Г. Аствацатурян. Оружие народов Кавказа: история оружия. СПб.: Изд. «Атлант», 2016. 520 с. С. 163.) 3 Аствацатурян Э. Г. Аствацатурян. Оружие народов Кавказа. Рис. 63, рис. 200.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=