XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 633 Литература стран Азии и Африки. Чтения памяти профессора А. А. Долининой (1923–2017) Гиритли Али Азиза Эфенди, Филибели Ахмеда Хильми, Хюсейна Рахми, Пеями Сафа. Они неоднократно переиздаются, пользуясь большим читательским спросом. Именно в это время и появляется турецкая фэнтези. «Мухаййелят» Али Азиза Эфенди являет собой первое авторское произведение, представляющее в османской Турции XVIII в. художественную прозу. Именно оно стоит у истоков современной турецкой городской фэнтези. В композиционном плане «Мухаййелят» состоит из трех частей — трех фантазий. Каждая является замкнутым в себе циклом рассказов, объединяемых общим героем. В «Первой фантазии» сюжетную основу составляют истории шехзаде Камерджана, его сыновей Асыля и Несиля, а также персонажей, связанных с ними, —Абд уль-Са- меда, падишаха Цейлона и Фирюз-шаха, правителя Кашмира. Волшебные силы постоянно влияют на ход событий. Повествование развивается то как волшебная сказка, то как бытовая новелла». «Вторая фантазия» представляет собой цепь историй, которые вначале связаны с именем легендарного Ибн Сины — мудреца-суфия и чудотворца, постоянно спасающего героев и наставляющего их на путь истинный, а затем с именем его ученика и последователя Джевада. «Вторая фантазия» состоит из девяти расска- зов с фантастическими приключениями героев. Основным рассказом является первый—«Рассказ об Эбу Али»—это история-пролог о юноше Джеваде, который появился на свет у своих ранее бездетных родителей после того, как Ибн Сина одарил их чудодейственным зельем. Но мудрец и лекарь потребовал от родителей послать к нему сына, когда тот достигнет совершеннолетия, поскольку Ибн Сина желал передать ему свои знания. Рядом с Ибн Синой Джевад овладел тайнами волшебства и магии. Затем наставник начал его испытывать. После ряда испыта- ний мудрец раскрывает юноше весь сокровенный смысл тайн, что и составляет содержание идущего следом «Рассказа Ибн Сины». Примерно по такому же принципу соединяются друг с другом и остальные истории. Но сюжетная связь в них выражена не столь четко, как в «Первой фантазии». «Третья фантазия» характеризуется еще меньшей внутренней связью между тремя входящими в нее историями. Начинается она с рассказа о сквозном действу- ющем лице — о некоем алжирском купце-шейхе Изз эд-Дине ибн Хамасе, очень популярном у себя на родине, так как он знал все премудрости Творца. Он устал от своей славы и переехал в Каир вместе со своими близкими приверженцами и преданными слугами. Но и тут не было ему покоя от посетителей. Затем рассказ о шейхе прерывается и переходит к другим персонажам. Например, к рассказу о бедняке носильщике Реджеб-беше, который отказался выдать за падишаха свою дочь, потому что уже обещал отдать ее бедному дервишу, который первым постучался в его дом, после того как расстроилась помолвка девушки с богатым юношей. Бродячим дервишем оказался сам переодетый падишах. Волшебство в «Фантазиях» сопряжено со сказочностью художественного времени и действием традиционных магических предметов: оградительный камень-талисман и всемогущее кольцо Сулеймана, кисет с неисчерпаемым запасом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=