XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

632 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI Репенкова М. М. (ИСАА МГУ, Москва) У истоков современной турецкой фэнтези Если турецкая фэнтези «меча и волшебства» берет начало в западной литературе, то истоки турецкой городской фэнтези — в национальной словесности. С конца XVIII в. в османской/турецкой литературе стали изредка появляться произведения с волшебными, фантастическими элементами (ГиритлиАлиАзиз Эфенди «Фантазии божественного откровения/Знаки божьей милости/Видения от Бога» (Muhayyelȃt-i ledünn-ilȃhi-Giridi Ali Aziz efendi, 1796/97), Ахмет Митхат Эфенди «Танцовщица» (Çengi, 1822), Шехбендерзаде Филибели Ахмет Хильми «Глубины мечты» (A’mak-ı Hayȃl, 1910), Хюсейн Рахми Гюрпынар «Демон» (Gulyabani, 1913), Пеями Сафа «Кресло мадемуазель Норальи» (Matmazel Noraliya’nın Koltuğu, 1949)). В этих произведениях рассказывалось о джиннах, демонах-ифритах, дьяволах-шайтанах, феях-пери, чудовищах-дэвах, горе Каф, волшебной птице Анке, талисманах-мусках, гаданиях и т.п., которые до этого фигурировали исключительно в устных фольклор- ных повествованиях типа волшебных сказок, народных рассказов, легенд, дестанов. Произведения Гиритли Али Азиза Эфенди, Филибели Ахмеда Хильми, Хюсейна Рахми, Пеями Сафа были интересными, читаемыми, но не они опре- деляли направление творческой мысли страны. Начиная с Танзимата, а затем и с возникновения республики в турецкой литературе доминировали позитивизм и материализм, реализм и социальность. По справедливому замечаниюведущего турецкого литературоведа БерныМорана, турецкие писатели танзиматского и республиканского периодов считали фантасти- ческие произведения низкими и глупыми, смотрели на роман с прагматических, просвещенческих позиций—он должен поучать и вести страну к лучшему, модер- низированному/европеизированному обществу. Вторит Берне Морану и другой известный турецкий литературовед — Йылдыз Эджевит, которая утверждает, что в турецком романе всегда господствующей линией были реализм и социальность. Реалистическое художественное видение мира с непререкаемым мимесисом начало рушиться в турецкой литературе со второй половиныХХ в., когда появились последовательно модернизм 1950–1970-х годов (Лейла Эрбиль, Неджати Тосунер, СелимИлери), магический реализм 1980-х гг. (Латифе Текин), постмодернизм сере- дины 1980–2000-х годов (НазлыЭрай, ИхсанОктайАнар). Если модернизм впервые открывает для турецкого читателя глубины человеческой личности, его внутреннего мира, полного противоречий, при четком разграничении внешнего и внутреннего, то магический реализм и постмодернизм стирают границу внешнего и внутреннего (магический реализм — волшебством и магией, постмодернизм — текстовыми трансформациями). В последних двух случаях четкие пространственно-временные параметры расплываются, входят один в другой, позволяя сверхъестественному, фантазийному прочно обосноваться на страницах произведений. Не случайно, что именно в 2000-е годы вновь возникает интерес к фантазийным произведениям

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=