XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 631 Литература стран Азии и Африки. Чтения памяти профессора А. А. Долининой (1923–2017) в обеих поэтических традициях. Наше внимание сосредоточено на двух вопросах, которые обсуждали в своих произведениях их представители: характер описания собственного литературного труда и оценка новизны и оригинальности сочинения. Конкретные примеры реализации этих мотивов в персидской и провансальской традициях дают представление об уровне профессионализации литературного труда, осознанности применения приемов, «интертекстуальности» диалога с предшественниками и современниками. При всём различии двух традиций в них проявляются сходные способы подключения к традиции и принципы ориентации на эталонные тексты. Литературные объединение, своего рода школы, функцио- нируют на основе складывания единой нормы поэтического языка, для которого важен ценностный критерий книжности. В этих условиях развивается культ поэта-эрудита с высокой социальной значимостью его функций в придворном универсуме. Обсуждение вопросов стиля в самой поэзии является характерной чертой обеих традиций. Сравнение мотивов авторского самосознания в поэзии провансальских трубадуров и персидских стихотворцев XI–XII вв. выявляют сходство принципов творчества, что проявляется в типе общения поэтов внутри сообществ, в специфике слагаемых эстетического впечатления и восприятия категорий новизны и традиционности в их нерасторжимой взаимосвязи. В литературе, созданной по законам нормативной поэтики, зона проявления авторской индивидуальности сопряжена с принципами обработки унаследованных от предшественников устойчивых компонентов содержания и формы. Трансфор- мация, которой подвергались эти уже неоднократно реализованные в поэтическом творчестве модели, составляла важный компонент эстетического впечатления и ассоциировалась с трудом ремесленника (плотника, ткача, ювелира, красиль- щика). Эти представления были закреплены и в самой поэзии, и в литературной теории и критике. Каждый поэт, будь то трубадур (Пейре Видаль, Пейре Овернский и др.) или персидский придворный поэт (Фаррухи Систани, Хакани Ширвани, Низами Ган- джави и др.), был призван превзойти того, с кем он состоял в интертекстуальном диалоге. Соревнуясь с предшественником, он сам стремился создать эталонное произведение, которое вытеснит признанный образец и займет его место. В сфере проявления авторской оригинальности творческие усилия в области поэтического содержания (работа с формулой-клише, образом, мотивом) и формы (работа с рифмой, омонимией, поэтическим синтаксисом) оказываются полностью урав- ненными в правах. Обе эти сферы вместе и образуют то поле художественной инициативы и свободы, представляющее неотъемлемую черту поэтических систем западного и восточного Средневековья, в которых сформировался статус индиви- дуального автора. Широкий спектр возможностей варьирования традиционных элементов смысла и формы стиха, практически бесконечное разнообразие их реализаций и являлись теми условиями, которые обеспечивали одновременную устойчивость и эволюцию литературного канона, сохраняя его продуктивность в длительной исторической перспективе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=