XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
628 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI особенностями развития кхмерского театрального искусства. По мнениюЮ. М. Оси- пова, не все тексты, которые относятся к театрально-литературной сфере можно соотнести с привычным для нас определением драмы 1 . Литературное и театральное творчество Камбоджи имеет многовековые традиции, но драма как совокупность жанров и форм складывается лишь к середине двадцатого века. В период колони- альной зависимости кхмерские писатели начали осваивать формы литературных произведений. Стоит также отметить, что первые прозаические произведения появились только в середине XX в. Существенный вклад в развитие кхмерской драматургии как нового жанра, и кхмерской литературы в целом, внесло книгопе- чатание. До двадцатого века книги переписывались в специальных мастерских при храмах. Первая типография появилась в Камбодже в 1911 г. и первыми изданиями, напечатанными на кхмерском языке, были бюллетени французского правительства 2 . Первое художественное произведение, напечатанное на кхмерском языке в 1938 г. и получившее распространение — роман «Сопхат». Кроме того, в свет начали выходить периодические издания на кхмерском языке. Чуть позже, в 1939 г., на страницах журнала, издаваемого Институтом буддизма, было опубликовано первое в истории литературыКамбоджи драматургическое произведение—пьеса КымХака «Воды Тонлесапа». Степень популярности пьесы определить достаточно сложно, но важно отметить, что уже в 1941 году произведение было издано в виде романа, который получил признание. В некоторых источниках встречаются упоминания и о других прозаических произведениях, написанных в 40-х—начале 50-х гг XX в. Так, Кхинг Хок Ди в своей работе, посвященной истории кхмерской литературы XX в., упоминает о нескольких пьесах, автором которых был Кенг Вансак 3 . Более активное развитие драматических жанров в кхмерской литературе начи- нается во второй половине двадцатого века. Это связано с появлением в Камбодже Национального драматического театра, созданного при поддержке кхмерского правительства. Директором этого театра долгое время являлся известный писатель и политический деятель Ханг Тхун Хак, которые внес огромный вклад в развитие кхмерской драматической литературы. При анализе пьес кхмерских авторов середины прошлого века можно выделить некоторые особенности, касающиеся как формы, так и содержания произведений. Под формой в данном случае подразумеваются композиционные и структурные особенности драматического произведения. Кхмерские драматурги следуют европейской традиции в части оформления и композиции драматического произведения. Однако практически в каждом из доступных на данный момент произведений можно обнаружить нарушения тра- диционной для драмы структуры. Например, может отсутствовать деление актов на явления. Иногда деление действий на явления не соответствует общепринятым 1 Осипов Ю. М. Литературы Индокитая. Жанры, сжеты, памятники. ЛГУ., 1980. 2 Khing Hoc Dy Antologie de la literature khmere du XXeme siecle. Phnom Penh., 2002. 3 Там же
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=