XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 627 Литература стран Азии и Африки. Чтения памяти профессора А. А. Долининой (1923–2017) в своём комментарии: ключевую роль сыграл персонаж по имени Бабушка Лю (Лю лаолао 劉姥姥 ) — это бедная дальняя родственница дома Жун-го 榮國 , фигура далеко не первостепенной важности. Вюности читая роман, он воспринимал сцены с её участием как комическую интерлюдию в театральной пьесе, исполняемую актёром амплуа чоу 丑 . Анализируя во всех тонкостях эти сцены, Чжан Синь-чжи постепенно пришёл к выводу, что её образ не соответствует подобной роли. Далее, при чтении романа учёный литератор задействовал следующие методы: сперва все главы были прочитаны им в отдельности ( фэнькань 分看 ), а затем совместно с каждой из 120 глав ( хэкань 合看 ). На это ушло три года, после чего он пришёл к следующему выводу: «[“Шитоу-цзи”] описываетПуть Перемен, и во всей книге нет ничего, что не являлось бы “Каноном перемен”!» 1 В своём комментарии Чжан Синь-чжи задействовал 12 т. н. «гексаграмм убывания и роста» ( сяо си гуа 消息 卦 ), с древности считавшихся основой всего «Канона перемен». Несмотря на то, что оценка интерпретации «Сна в красном тереме»Мяофу-сюа- нем всегда была неоднозначной в литературной среде он, тем не менее, был признан одним из трёх крупных комментаторов наряду с Ван Си-лянем и Яо Се. Ценителям романа Чжан Синь-чжи известен, прежде всего, как автор «Метода чтения “Сна в красном тереме”» («Хун лоу мэн дуфа» 紅樓夢讀法 ), представляющего собой часть значительно более обширного «Комментария Мяофу-сюаня к “Записям о камне”». Дуфа 讀法 («метод чтения») является, пожалуй, самым знаменитым жанром, при- званным отразить интерпретациюпроизведения литератором. Дуфа не имеет чёткой структуры и правил написания, скорее представляя собой собрание разрозненных замечаний и соображений автора по поводу комментируемого произведения. В целом, о значимости классического комментария как специфического жанра говорит и тот факт, что при чтении литературных произведений, подобных «Сну в красном тереме», он зачастую воспринимался современниками как органичная часть текста романа. В этом смысле перед нами — ещё один источник, открыва- ющий возможности для понимания способов и форм рецепции художественного текста, бытовавших в старом Китае. Охват Д. Ю. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Драматические жанры в кхмерской литературе середины XX века Первые кхмерские драматические произведения начали появляться лишь во второй половине двадцатого века. Несомненно, это связано со специфическими 1 朱一玄。紅樓夢資料匯編 (Чжу И-сюань. Собрание материалов по «Хун лоу мэн»). 天津 : 南 開大學出版社 , 1985. 頁 . 687.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=