XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

624 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI ным. Теперь же, рассказывая свою историю, поясняя мотивы своих действий и откровенно излагая свои чувства, такой герой обретает звучный, уверенный голос. «Новых реалистов» 1950-х годов интересовал внутренний мир простых людей. Произведения 1960–90-х — так называемые интроспективные романы — строи- лись на принципе зависимости «картины мира» от своеобразия воспринимающего сознания. В романах последних лет мы видим акцент именно на выражении героем собственной точки зрения: это становится важным стилистическим приемом для передачи проблематики произведений. Не случайно в презентациях лонг-листов «Арабского Букера» члены жюри особо отмечают в произведениях наличие «голо- сов социальных маргиналов и аутсайдеров», а удостоенные внимания критиков авторы в интервью с удовольствием рассказывают, как им удалось этого достичь. Одной из излюбленных повествовательных форм современных писате- лей является роман-полифония, в котором канва произведения складывается из субъективных рассказов разных персонажей. В числе таких романов — побе- дители «Арабского Букера»: «Оазис, где заходит солнце» Баха Тахира (в 2008 г.), «Ночные письма» Ходы Баракат (в 2019 г.), «Спартанский двор» Абд ал-Ваххаба Исауи (в 2020 г.), а также вошедший в шорт-лист 2021 года роман «Горе аристо- кратов» Амиры Гнейм. Отдельно среди часто используемых арабскими писателями приемов стоит отметить повествование от «ненадежного рассказчика», когда герой намеренно или по незнанию интерпретирует действительность неверно, что показывает чита- телю, насколько сильно объективная действительность может отличаться от ее восприятия сознанием человека. Это можно видеть в романах «Глаз Хаммурапи» Абд ал-Латыфа Улда Абдаллаха, «Записки книготорговца» Джалала Барджаса и «Хлеб на столе дядюшки Милада» Мухаммада ан-На‘аса, самого молодого лауреата «Арабского Букера». Интересным явлением стали произведения, в которых писатели-мужчины ведут повествования-исповеди от лица женских персонажей. Так, центральной фигурой романа «Эфиопский Рембо» эритрейского писателя Хаджи Джабира является служанка Артура Рембо, которую поэт в действительности упоминал, не называя ее имени, в своих письмах родным. Попеременно сменяя режимы авторского пове- ствования —между третьим лицом всезнающего автора и первым лицом главной героини — романист объемно показывает мир человеческих чувств, силу мечты и ее разрушительную иллюзорность, а также бегство человека от себя. В ответ на вопрос, как ему писалось от лица женщины, Хаджи Джабир отмечал, что в ходе написания романа постоянно давал черновики коллегам, чтобы Алмаз (так зовут девушку) получилась «не просто персонажем, транслирующим мысли писателя, а личностью, отличной от личности самого писателя». В этом смысле показателен и роман «История Фарах» египетско-американского писателя, дипломата и полито- лога Изз ад-Дина Шукри Фишера. Это динамичный захватывающий роман о двух судьбоносных днях главной героини, рассказанный от ее лица и насыщенный все- возможными флешбеками в ее детство, молодость, рассказами о жизни ее матери,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=