XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 613 Литература стран Азии и Африки. Чтения памяти профессора А. А. Долининой (1923–2017) ассоциировавшихся с даосизмом и, одновременно, рассматривавшихся как такие, извлечения из которых могут быть использованы в официальном документе, прославляющем императора. Кроме вышеуказанных исторических обстоятельств, диктующих обращение к этому разделу, следует указать, что определенный интерес вызывает и вопрос о том, какие авторы, которых можно рассматривать как даосских в строгом смысле этого слова, удостоились того, чтобы извлечения из их сочинений попали в него. Всего раздел состоит из 62 извлечений из весьма разного рода источников. Внутренняя рубрикация раздела дает представление о том, какого рода это источники. Первая рубрика содержит извлечения из глав или сочинений, темой которых были жизнеописания небожителей. Здесь обращает на себя внимание то, что составители рубрики опирались далеко не только на классическую лите- ратуру, но и довольно активно использовали сочинения, относящиеся к классу сяо шо 小說 , такие как, например, два жизнеописания Ханьского У-ди 漢武帝 (156–87 до н. э.), «Отдельные жизнеописания небожителей» ( Ле сянь чжуань 列仙傳 ) Лю Сяна 劉向 (77–6 до н. э.), «Записки о поисках духов» ( Соу шэнь цзи 搜神記 ) Гань Бао 干寶 (ум. 336), «Жизнеописания духов-небожителей» ( Шэнь сянь чжуань 神仙傳 ) Гэ Хуна 葛洪 (283–343), «Канон чудес духов» ( Шэнь и цзин 神異經 ), «Записки о десяти сушах» ( Ши чжоу цзи 十洲記 ), а также «Сад удиви- тельного» ( И юань 異苑 ) Лю Цзиншу 劉敬叔 (409?–468?). Связано это, по всей видимости, с тем, что большая часть жизнеописаний небожителей содержалась в литературе именно этого класса. Остальные рубрики содержат извлечения из сочинений исключительно класси- ческих жанров, чему способствует способ рубрикации, выделяющий фрагменты из поэтических произведений нескольких жанров, панегириков, эпиграфических сочинений, писем, а также рассуждений. Наибольший объем занимают именно поэтические фрагменты, взятые из сборников, начиная с эпохи Хань и заканчивая периодом Лян 梁 (502–556), что само по себе неудивительно, поскольку поэзия эпохи Шести династий содержит достаточно богатый материал, касающийся тем даосизма и небожителей. Определенный интерес представляет то, сочинения каких собственно даосских авторов были использованы в этом разделе. Собственно, их только два. Это уже упомянутый Гэ Хун, а также патриарх школыШанцин (Маошань) 上 清 ( 矛山 ) Тао Хунцзин 陶弘景 (456–536). При этом последний выступает как автор поэтических и прочих сочинений, выполненных в классических жанрах. Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что, в целом, составители «Свода литературы, сгруппированной по родам», затрагивая тему даосизма и небожителей, постарались максимально опираться на образцы высокой словесности, что, должно быть, вполне отвечало задачам, которые они перед собой ставили. Единственным исключением стали фрагменты, содержащие материалы жизнеописаний небожителей, поскольку здесь избежать использования литературы низкого жанра, по всей видимости, было невозможно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=