XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

612 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI Зельницкий А. Д. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Предварительные замечания о содержании раздела «Небожители и даосы» ( Сянь дао 仙道 ) собрания «Свод литературы, сгруппированный по родам» ( И вэнь лэй цзюй 藝文類聚 ) «Свод литературы, сгруппированный по родам» является первым памятни- ком такого рода, из созданных в эпоху Тан 唐 (618–907) и, судя по названию, его составители претендовали на то, чтобы сделать максимально строго выверенный синопсис извлечений из литературных произведений, сведенных в специальные рубрики, охватывающие все важнейшие тематические области. Само собрание было составлено по поручению императора в 624 году и про- цессом его создания руководили стали два выдающихся придворных и культурных деятеля эпохи — Оуян Сюнь 歐陽詢 (557–641) и Чэнь Шуда 陳叔達 (572–635). Результатом их работы стало внушительное собрание извлечений, разделенное на сто глав-цзюаней, многие из которых также делятся еще на несколько подглав, позволяющих развернуть тему раздела более детально. Тематических рубрик в собрании 47, некоторые из них охватывают несколько глав, а некоторые, наобо- рот, составляют одну из подглав. Раздел «Небожители и даосы» является частью более крупной тематической рубрики «Одухотворенное и чудесное» ( Лин и бу 靈 異部 ), конкретно, ее первой частью. Обращение к этому разделу продиктовано историческим контекстом, в рамках которого был создан весь свод, точнее несколькими обстоятельствами. Во-пер- вых, тем, что империя Тан была основана родом, возводящим себя к легендар- ному мудрецу древности Лао-цзы 老子 . Во-вторых, тем, что Лао-цзы к тому времени уже начинал рассматриваться не только как мудрец, стоящий наравне с Конфуцием, но и как основоположник даосизма, если под таковым подразу- мевать религиозную традицию, возникшую в середине II века и получившую широкую популярность среди представителей элиты в период Шести династий (Лю чао 六朝 III–VI вв.). Собственно, и сама идея рассматривать Лао-цзы в такой роли принадлежит не столько даосам того времени, хотя часть из них тоже принимала участие в формировании такого образа древнего мудреца, сколько представителям двора, искавшим новые идейные основания для управления. Наконец, третье обстоятельство связано с другим сочинением, также созданным Оуян Сюнем и включающем небольшой фрагмент, написанный Чэнь Шуда. Это «Запись об обители Севершенномудрого предка Великой Тан» ( Да тан цзуншэн гуань цзи 大唐宗聖觀記 ), созданная через два года после составления «Свода литературы, сгруппированного по родам» и посвященная памяти визита импера- тора в даосскую обитель Лоугуань тай 樓觀臺 в 620 г. Оно содержит достаточно большое количество цитат и отсылок к литературным произведениям, явно

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=