XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 605 Литература стран Азии и Африки. Чтения памяти профессора А. А. Долининой (1923–2017) Анализ этого произведения базируется на книге А. Чанцева «Бунт красоты: эстетика Мисимы и Лимонова». Новизна заключается в концептуальном переводе эстетики одного автора на язык другого и их сопоставление. Объектом исследования является аниме «Уважаемый старший брат», предме- том— антиномии указанного фильма. Цель настоящей работы — доказать преем- ственность, но и инверсию эстетики Юкио Мисимы в этом аниме. Кроме мотива влечения к смерти, который мы упоминали, совпадения есть и в ряде иных, что позволяет сделать вывод, что это выходит за рамки простой случайности. Можно выделить такие мотивы как, например, наркотическая и аддиктивная природа красоты, которой в рамках этого мира суждена только гибель. Далее, демонизация и эстетизация однополых отношений, которая, однако, здесь проходит своео- бразную инверсию. В-третьих, большое влияние европейской эстетики. Мотивы революции, молодости, аналогии красивого человеческого тела с животным так же присутствуют. Из более частных мотивов следует отметить также тематику зеркальных отражений и моря. Исходя же из этой цели, перед нами стоящие задачи можно сформулировать следующим образом: 1. Выявить ключевые оппозиции данного произведения искусства 2. Обобщить и сопоставить эстетику этого аниме с эстетикой Мисимы. 3. Сделать краткий ценностный вывод о большей логичности или нелогичности той или иной. В плане методологии мы отталкивались от метода Л. Ю. Фуксона, который он развернуто сформулировал в своей книге «Чтение». Она предполагает обращение непосредственно к поэтике произведения и выявление не готовых семантических оппозиций, а окказиональных смыслов и оценок, открывающих в каждом худо- жественном мире индивидуальное соотношение ценностей. В более общем плане метод нашего исследования характеризуется как компаративный. Основные выводы: 1. Если у Мисимы сэппуку есть метод подняться до уровня красоты, то в рамках эстетики «Старшего брата» самоубийство подразумевает все же ее гибель, а не слияние. Красота хрупка, потому что опирается не на внеположный этому миру мир запредельный, но на бытие в мире. Это не растворение в тран- сцендентном мире прекрасного, ее роль как раз обратна — красота опирается на сугубо земную хрупкость и самоубийство есть символ, предельное выраже- ние этой хрупкости, а следовательно — красоты. Таким образом, смерть здесь так же предельное выражение красоты — но это эстетизация принципиально иного рода. 2. Если в рамках эстетикиМисимы приближение к красоте активно, то в рамках этого аниме любые ценностные стратегии есть уход от красоты и переведение, редукция ее до логоса. Оно не активно — оно сугубо созерцательно. 3. Красота упадка в рамках эстетики этого аниме — красота par excellence. Притом упадка именно как такового, без конструктивного оправдания. УМисимы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=