XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 603 Литература стран Азии и Африки. Чтения памяти профессора А. А. Долининой (1923–2017) и существует большое разнообразие работ по различным направлениям театраль- ного искусства от древнейших песенно-танцевальных форм до современных постановок, тем не менее, немало значимых произведений всё ещё остаются вне поля зрения отечественной синологии. Одним из таких произведений является трактат литератора, художника и драматурга эпохи Мин (1368–1644) Сюй Вэя 徐渭 (1521–1593) под названием «Наньцы сюйлу» 南词叙录 («Описание южных напевов»). Это — единственная теоретическая работа, посвященная южной вэньчжоуской драме ( наньси 南戏 ) 1 . Согласно источникам, работа над трактатом была закончена Сюй Вэем в 1559 г. (38 год правления Цзяцзин 嘉靖 (1521–1567)). Это чрезвычайно ценный и инте- ресный материал для изучения истории китайской драмы, истории традиционной музыки и литературы. Об истории создания памятника можно сказать не так много: оригинал рукописи был утрачен, в настоящее время существуют два сохранившихся экземпляра. Самая ранняя копия «Наньцы сюйлу» была сделана в начале эпохи Цин (сейчас она принадлежит Нанкинской библиотеке). Также известна другая копия, отпечатанная в период Республики (1917 г.) и принадлежащая Шанхайской библиотеке. Наиболее известен нанкинский вариант рукописи: он переиздавался в разных книжных сериях, в том числе в 10-томном издании «Полного собрания трактатов по традиционной китайской музыкальной драме» ( 中 国 古典戏曲论著集成 ). Хотя сам трактат давно известен исследователям, до сих пор существует проблема авторства этого памятника. Есть мнение, что Сюй Вэй не является автором «Описания южных напевов». Ряд китайских исследователей, основы- ваясь на анализе текстов и обстоятельств жизни Сюй Вэя, пришли к выводу, что авторство его сомнительно. На это косвенно указывает и тот факт, что в записях его современников нет никаких упоминаний об этом произведе- нии. Бытует точка зрения, что «Наньцы сюйлу» не был написан Сюй Вэем, а создан уроженцем Сучжоу, неким господином Лу Цаем 陆采 2 . Сведения об этом человеке скудны, достоверно известны лишь примерные годы его жизни (1495–1540); он был образован, увлекался театром и музыкой, но карьера его не сложилась. Единственная пьеса Сюй Вэя известна у нас под названием «Четыре крика гиббона» («Сы шэн юань» 四 声 猿 ). Она является важным примером нового виде- ния драмы цзацзюй 杂剧 , в котором отразились новаторские взгляды Сюй Вэя на оперу в целом. Пьеса была подробно описана его учеником Ван Цзи-дэ 王骥德 (1542–1623) . Однако в его записях нет никаких упоминаний о трактате учителя. Сам Сюй Вэй тоже никак не упоминал ни о пьесе, ни о трактате. Таким образом, вопрос авторства Сюй Вэя на данный момент открыт. 1 Также называлась вэньчжоу цзацзюй 温 州杂剧 , наньцюй сивэнь 南曲戏文 , сивэнь 戏文 . 2 骆玉明 , 董如龙 . « 南词叙录 » 非徐渭作 // « 复 旦 学 报 » 1987. № 6. 75–82 页 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=