XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 577 Языки стран Азии и Африки В рамках данного исследования был проведен анализ реплик главных действую- щих лиц романа и выявлены используемые ими по отношению друг к другу и иным героям формы субординации и апеллятивы. Основные результаты исследования: Женские персонажи в языковом отношении более консервативны и придержи- ваются выбранной стратегии обращения. Так по отношению к Опурбо Бхароти на протяжении всего повествования использует формы повышенной субординации (как в разговоре, так и в референции). Переход от повышенной к нейтральной ступени субординации в паре Бхароти-доктор серьезно обоснован событиями романа и также носит постоянный характер. Опурбо, наиболее эмоционально нестабильный и колеблющийся член ячейки, проявляет свое непостоянство и на языковом уровне. Изначально он обращается к Бхароти с использованием онорифических форм и не называет ее по имени, однако в ситуациях эмоционального напряжения переходит на нейтральные формы и личное имя. Следует отметить, что сама героиня фиксирует эти ситуативные скачки и указывает на них в разговоре с Опурбо, который, кажется, не замечает их. В целом подчеркнуто-вежливое обращение Опурбо к Бхароти находится в некотором проти- воречии с местом героев в традиционной социальной иерархии. Это несоответствие проявляется еще ярче на фоне последовательного использования по отношению к героине нейтрального местоимения tumi со стороны слуги Опурбо, Тивари. В большинстве случаев ступень субординации местоимения третьего лица совпадает с субординацией форм, используемых в обращении. Интересный случай представляет, опять-таки, Опурбо, использующий в отношении Бхароти нейтраль- ные формы в разговоре со своим коллегой Тальваркаром и онорифические — во время бесед со слугой. В отличие от Опурбо, докторШоббошачи избирает по отношениюк Бхароти ней- тральную ступень субординации, и эта пара поначалу оказывается несимметричной (āpni-tumi), что соответствует их положению в организации. Наибольший интерес в системе используемых Шоббошачи обращений представляют выбираемые им апеллятивы, которые весьма разнообразны и отражают специфику коммуникатив- ной ситуации. При обращении к Опурбо Доктор поначалу соблюдает дистанцию и использует онорифические формы, а когда их общение становится более тесным, он переходит на нейтральную ступень, как в диалоге, так и в референции. Любопытной представляется сцена знакомства Опурбо и Доктора в полицей- ском участке, когда Доктор выдает себя за другого. В ней социальные роли героев инвертированы, что находит отражение и в формах вежливости: нейтральной со стороны Опурбо и онорифической со стороны Доктора. В целом можно отметить, чтоШ. Чоттопаддхай активно использует категорию вежливости и как средство лингвистической характеристики персонажа, и как дополнительный способ показать структуру описываемого общества. Его герои могут избирать разные стратегии в отношении этикета (следовать традицион- ным нормам или отталкиваться от собственных эмоций и восприятия ситуации), и это не приводит к серьезным конфликтам и недопониманию. Представляется
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=