XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

544 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV культ. Очевиден реципрокный характер отношений между живыми и умершими, четко прослеживается принцип do ut des. В письмах, которыми обменивались живые, реципрокность не всегда так очевидна. Так, в некоторых из них присутствуют просьбы о помощи, но адресат никак не упоминает оказанную в прошлом услугу. В письме на P BM 10549 1 начальник войска Нехси обращается к некоему Каи, убеждая того, что он должен доставить причитающееся его домохозяйству зерно. Здесь на адресата, видимо, призваны воздействовать пространные благопожелания в начале письма, а также ряд доводов и увещеваний. Схожий характер носит одно из писем на писцовой доске MMA28.9.4. 2 , в кото- ром присутствует просьба доставить снаряжение для корабля. Однако, судя по материалу, выбранному для написания письма, а также наличию исправлений, это модельное (тренировочное) письмо. Есть вероятность, что оно являлось чер- новиком или копией «реального» письма 3 , но поскольку описываемые ситуации также могут являться плодом фантазии писца, анализ социально-исторического контекста оказывается затруднен. Один из древнейших и наиболее исчерпывающих примеров взаимопомощи в Древнем Египте—это жалоба на Сабни (письмо на P. Berlin 8869 4 ). В нём хати-а (князь), носитель царской печати, «друг единственный» Иру обращается к «другу единственному» , жрецу- херихебу (жрецу-чтецу) Мериранахту за помощью. Пово- дом для написания письма послужило некое преступление (кража?), совершённое (или совершаемое) чиновником Сабни. Иру, обращаясь к Мериранахту, возмуща- ется, что оно сошло Сабни с рук, и просит заступничества. В начале письма адресат подчеркивает, что «принял во внимание» суть преды- дущего письма Мериранахта и оказал ему некую услугу, а также ещё раз возвра- щается к этому в конце послания. Иру приводит ряд доводов в пользу того, что Мериранахту должно за него заступиться, а также убеждает его, по-видимому, поговоркой: «А ведь следует предпочитать справедливость великой нечестиво- сти!». Наконец, Иру напоминает Мериранахту о данном им обещании (тот пору- чился за Иру в Широком Зале Хора, и они «были заодно»). Жалоба на Сабни многое говорит о древнеегипетской культуре взаимопомощи, позволяя четко проследить реципрокный характер отношений, связывавших 1 James T. G. H. The Ḥeḳanakhte Papers and Other Early Middle Kingdom Documents // PMMA Egyptian Expedition. New York: 1962. Vol. XIX. P. 89–92, pls. 24–25. Wente E. F. Letters from Ancient Egypt // Writings from the Ancient World 1. Atlanta: Scholars Press, 1990. P. 65, No. 75. 2 James T. G. H. Ibid. P. 98–101, Pls. 30, 30A. Wente E. F. Ibid. No. 77, p. 66. Хапрова А. В. Об исправлениях в тексте одного из писем на писцовой доске M. M.A. 28.9.4 // Материалы Междуна- родного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2021» [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2021. 3 Hagen F. Ostraca, Literature and Teaching at Deir el-Medina // Current Research in Egyptology 2005. Oxbow: 2007. P. 42. 4 Smither P. C. An Old Kingdom letter concerning the crimes of Count Sabni // JEA. 1942. № 28. P. 16–19.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=