XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 543 Источниковедение и историография древнего Ближнего Востока... Томашевич О. В. (МГУ, Москва) Начало египтологии в Санкт-Петербургском университете: 21 письмо О. фон Лемма к А. Эрману Доклад посвящен письмам Оскара фон Лемма (1856–1918), основоположника отечественной коптологии, к главе берлинской школы египтологии Адольфу Эрману (1854–1937), хранящимся в Городской и университетской библиотеке г. Бремена. В 17 письмах и 4 открытках, относящихся к периоду с 1880 по 1909 г., содержится научная переписка крупных ученых, информация об их коллегах и сведения личного характера. Особенно интересны два письма другого немец- кого египтолога, Георга Эберса (1837–1998), к А. Эрману, описывающие учебу фон Лемма в Лейпцигском университете. Тема важна для истории отечественной египтологии, т.к. вернувшись из Германии в Санкт-Петербург, О. фон Лемм впер- вые в России открыл курсы древнеегипетского и коптского языков на Восточном факультете университета. Именно у него учился основоположник отечественной школы истории древнего Востока Б. А. Тураев (1868–1920). Хапрова А. В. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Примеры взаимопомощи в древнеегипетских письмах XXIII–XX вв. до н. э. 1 Взаимопомощь — один из важнейших принципов организации общества на «низовом» уровне, обеспечивающих сплочение, стабилизацию и выживание соци- ума, в особенности во времена политической нестабильности. Древний Египет сохранил древнейший обширный массив письменных свидетельств существования культуры взаимопомощи, в числе которых личные письма. К сожалению, неко- торые из них очень фрагментарны, что не позволяет с уверенностью определить, в каких отношениях находились отправитель и адресат, о чём именно идёт речь, каков контекст переписки. Ярким примером существования и своеобразия культуры взаимопомощи в древнеегипетском обществе можно считать практически все известные письма к мёртвым, ведь в них адресат почти всегда обращается к умершему родствен- нику с просьбой о заступничестве и помощи в решении той или иной проблемы, причём пишущий особенно подчёркивает, что дух почившего обязан поступить так взамен за обеспеченное погребение, приносимые жертвы, поддерживаемый 1 Доклад подготовлен при поддержке гранта РНФ 23–28–00155 «Культура взаимопомощи в цивилизации Древнего Египта (III-первая половина II тысячелетия до н. э.)».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=