XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 541 Источниковедение и историография древнего Ближнего Востока... книга сохранилась полностью в нескольких редакциях, отличающихся по объему и порядку следования материала. Книга очень неоднородная по своему составу. Ее можно разделить на три части: первая «дидактическая» часть (главы 1–43); вторая часть «Гимн отцов» (главы 44:1–50:21); третья, заключительная, часть (главы 50:22–51:30). Темы премудрости, закона и страха Господнего проходят через всю книгу. Пре- мудрость (евр. ,המכח греч. σοφια) может реализовываться как в духовной жизни (смирение, милость, воздержание от греха, гордости, гнева и дурных желаний), так и в практической жизни (отношение к родителям и домочадцам, друзьям и близким, управление имуществом и пр.). Поэтому «дидактическая» часть книги содержит, с одной стороны, богословское осмысление Премудрости как части божественного порядка, так и практические наставления. Все эти сведения явля- ются важным источником для понимания социальной и религиозной ситуации в Иудее в период кульминации конфликта, по меткому определениюМ. Хенгеля 1 , эллинистического либерализма и патриархального иудейского теократического общества. Наиболее однородной частью и по форме, и по содержанию является вторая часть, в которой восхваляются «славные мужи Израиля», начиная с Еноха и закан- чивая Симоном сыномОнии. Третья часть—своего рода заключение, она содержит эпилог и два гимна, но и эпилог тоже нельзя назвать целостным текстом, поскольку он содержит несколько стихов, которые, судя по их форме, должны были бы быть в первой части книги. Такая несогласованность текста, повторы, резкие переходы от одной темы к другой заставляют предположить, что перед нами компиляция из нескольких источников. Вполне возможно, что некоторые чтения возникли не как результат работы редактора или компилятора, а оказались глоссами, вклю- ченными в текст при копировании. В таком случае выявление литературных связей с другими книгами Священного Писания и околобиблейской литературой представляется важным этапом для интерпретации книги Сираха и историче- ского материала, в ней представленного. Наибольшее количество параллелей мы находим с книгой Притч, сходной по жанру, но имеющей существенные отличия в композиции. Очевидны связи и с Первой книгой Еноха. Бен Сира пытается противопоставить «премудрости откровения» «премудрость страха Господнего», обретенного через исполнение Закона 2 . Помимо этих параллелей, в докладе также рассматриваются литературные формы в качестве возможного критерия выявления этапов редактирования книги. 1 Hengel M. Judaism and Hellenism. Studies in their Encounter in Palestine during the Early Hellenisitic Period. Philadelphia, 1981. V.1–2. 2 Argall R. A. 1 Enoch and Sirach: a comparative literary and conceptual analysis of the themes of revelation, creation, and judgment: Early Judaism and its literature. 1 Enoch and Sirach / R. A. Argall. Atlanta, Ga: Scholars Press, 1995.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=