XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
540 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV в состав неканонических книг Библии. Книга была составлена приблизительно в 180 г. до н. э. в Иудее на древнееврейском языке, и, согласно сохранившемуся предисловию переводчика, была переведена на древнегреческий в Египте после 117 г. до н. э. Книга Сираха долгое время была известна только в различных переводах, многие из которых были выполнены с греческих источников. В 1896 г. С. Шехтер идентифицировал фрагмент древнееврейского текста, привезенный ему сестрами А. Смит Льюис и М. Данлоп Гибсон, который они приобрели в Египте. Позже выяснилось, что этот фрагмент (39:15b–40:8) был найден в генизе караимской синагоги в Каире. Древнегреческий перевод Сираха существует в двух вариантах. Первый, краткий вариант (GI) представлен маюскульными кодексами: Ватикан- ским, Синайским, Александрийским. Рукописи, содержащие GI, очень часто включают так наз. Пролог внука. Вариант GII, представленный в минускульных рукописях, примерно на 135 строк длиннее и не имеет Пролога внука. Чтения из второго греческого перевода представлены в редакции греческого текста Лукиана и Оригена. Определение времени написания книги основывается на двух моментах: воспоминание автора о первосвященнике Симоне II (219–196 до н. э.) в гл. 50 и на возрасте внука 1 . Во время жизни автора Иудея перешла под контроль Селевкидов, не без участия Симона II сирийцы изгнали оставшиеся войска Птолемеев, за что евреи были вознаграждены Антиохом III. Бен Сира упоми- нает восстановление Симоном II Храма (50:1–4). Благоволение Антиоха III привело регион к экономическому процветанию: евреям не только облегчили бремя налогов, но и позволили жить по собственным законам. Вооруженное противостояние Риму стоило Антиоху III жизни. Через 12 лет после его гибели в 175 г. к власти приходит Антиох IV Епифан, с правлением которого связаны трагические события, описанные в Маккавейских книгах, однако Бен Сира нигде не упоминает бедствия, обрушившиеся при нем на Палестину. Таким образом, можно предположить, что книга составлена между 196 и 175 гг., и Бен Сира, по всей видимости, умер до начала Маккавейской войны. Любопытно, что Иасон, сын Симона, восхваляемый Сирахом, в 2 Кн. Маккавеев представ- лен предателем, получившим за взятку сан первосвященника (2 Мак 4:7–10). Возможно, Сирах не дожил до этих событий, а возможно они казались ему недостойными упоминания. В книге автор раскрывает род своих занятий — он профессиональный ученый писец, а также и свое имя — Шим‘он, сына Йешуа‘, сына Эль‘азара, сын Сиры. Первое имя Шим‘он считается текстологической ошибкой, а в научной лите- ратуре автора принято называть «Бен Сира» (евр. .)אריס־ןב Древнееврейский оригинал сохранился частично, в совокупности все фрагменты покрывают 66 %, а установить связь между списками не представляется возможным. В переводах 1 Williams D. S. The Date of Ecclesiasticus // Vetus Testamentum 44/4 (1994). P. 563–566.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=