XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

538 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV поныне. Ее 12 строк основного текста породили дискуссию относительно упо- минания там предков Рамсеса II. В верхней части стелы изображены Рамсес II и визирь Сети, поклоняющиеся богу Сетху. Последний представлен с иконографическими чертами Баала и носит необычный эпитет «Сетх Рамсеса», что свидетельствует об особом отношении Рамессидов к этому божеству. В первых четырех строках содержится титулатура Рамсеса II. Строки 5–6 упоминают о приказе Рамсеса II воздвигнуть памятную стелу в честь «своих отцов», «отца его отцов», вероятно, бога Сетха, и своего физического отца, царя Сети I. В строке 7 зафиксировано необычное летоисчис- ление по правлению бога Сетха — « (7) Год 400, 4-й месяц (сезона) шему, день 4-й царя Верхнего и Нижнего Египта Сетха». В строках 8–10 говорится о прибытии визиря Сети, вероятно, в культовое место Сетха в Пер-Рамсесе, и перечисляются как его титулатура, так и имена и титулы его отца Парамессу и матери Тиу. В стро- ках 11–12 сохранилась часть молитвы этого сановника богу Сетху. Нижняя часть текста, содержавшая еще как минимум две строки, разрушена. В 1930 году К. Зете выдвинул предположение 1 , согласно которому визирь Сети текста стелы, есть не кто иной, как фараон Сети I до своего воцарения. Упомина- емого в тексте отца Сети, визиря Парамессу он предложил считать отцом Сети I Рамсесом I до того момента, как он стал царем. В качестве ключевого аргумента своей гипотезы К. Зете указал на сходство титулов Парамессу «Стелы 400-летия» и Парамессу, будущего Рамсеса I, на двух статуях, обнаруженных в 1913 г. Ж. Лёграном в Карнаке 2 . Эта гипотеза стала широко распространенной в историографии 3 , хотя и пре- терпела впоследствии различные модификации 4 . Однако неизменным в рамках подобных гипотез осталось представление об упоминании в тексте стелы предков Рамсеса II, когда они еще не были царями. Тем не менее, ряд специалистов выступил против этой точки зрения, спра- ведливо указывая, что мать Сети I, видимо, звали не Тиу, но Сатра. Кроме того, непонятно, зачем создателям памятника представлять Сети I на одном и том же памятнике и фараоном, и сановником. Поэтому в визире Сети «Стелы 400-летия» они видели некоего чиновника правления Рамсеса II 5 . 1 Sethe K. Der Denkstein mit demDatum des Jahres 400 der Ära von Tanis // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde . 1930. Bd. 65. S. 85–89. 2 Legrain P. Les statues de Paramessu, fils de Séti // Annales du Service desAntiquités de l’Égypte . 1914. T. 14. P. 29–38. Сходство титулов не является полным. У Парамессу «Стелы 400-летия» отсутствуют многие важные титулы, присутствующие на статуях Парамессу из Карнака, например, jm.j-r r-xA. wt, qDn n @m=f, jm.j-r mSA n nb tA.wj, wpw.tj nswt r xAs.t nb.t и другие (Ibid. P. 30), которые следовало бы ожидать и в тексте из Таниса, будь эти сановники одним и тем же лицом. 3 GnirsA.-M. Militär und Gesellschaft. Heidelberg, 1996. S. 70; DodsonA., Hilton D. Complete Royal Families of Ancient Egypt. London, 2004. P. 162. 4 См. обзор гипотез: Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор. М., 1984. C. 5–11. 5 Это предполагалось еще Э. Мейером. См.: Gaballa G. A., Kitchen K. A. Ramesside Varia I // Chronique d’Égypte (далее — CdE). 1968. T. 43. P. 260.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=