XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 537 Источниковедение и историография древнего Ближнего Востока... XPl §2b); «человека, которой сотрудничает, согласно сделанному вознаграждаю, того, который вредит, согласно вреду наказываю. Не у меня желания, чтобы чело- век вредил, а также нет желания, если навредил, не наказывать» (DNb § 2с; XPl § 2с); «человек, который против другого человека говорит, тот меня не убедит до тех пор, пока я не выслушаю свидетельства обоих (сторон)» (DNb § 2d; XPl § 2d); «человек, который делает или приносит согласно своим возможностям, им я буду удовлетворен, таково во многом мое желание, и я доволен и воздаю многое преданным людям» (DNb § 2e; XPl § 2e). Таким образом, в этих двух надписях справедливость / правда объявляется желанием царя (DNb § 2b; XPl § 2b: taya raštam, avā mām kāma ). Один из принципов взаимоотношения с подданными, непосредственно имеющей отношение к функционированию судебной системы в империи Ахеменидов, это объективность в рассмотрении спорных дел, пред- полагающая следование аксиоме audiatur et altera pars перед принятием царем соответствующего решения (DNb § 2d; XPl § 2d). Однако, справедливость царя распространяется на взаимоотношения между людьми в обществе (DNb § 2a; XPl § 2а). Причем, в последнем случае, царь не выступает исключительно в качестве защитника «слабых», как это мы чаще всего наблюдаем в законодательных актах правителейМесопотамии 1 , а стремится не занимать в социальном конфликте чью- либо сторону, но стоять на позиции арбитра. Согласно заявленному принципу, царь говорит о своем неприятии причинения вреда не только со стороны силь- ного слабому, но и со стороны слабого сильному. Исключение составляет только Сузская надпись Дария I, в которой этот царь в условиях социального конфликта («страны бурлили; один с другим сражался») открыто встает на защиту «слабых»: «моего закона боялись, так что сильный со слабым не сражался, и не уничтожал его» (DSe. § 5). Итак, Дарий рассматривает справедливость прежде всего с пози- ций своих взаимоотношений с подданными, и только единожды царь обозначает «путь справедливости / правды» ( paϑim tyām rāstām ), со стороны подданных, как бы наставляя их: «О человек, пусть повеление Ахурамазды тебе не покажется противным, путь правды / справедливости ты не оставь, не восставай!» (DNa. § 6). 1 Westbrook R. The Character of Ancient Near Eastern Law. P. 26. 2 JdE — Journal d’entrée du Musée du Caire. 3 Первоначально стела находилось в столице Рамсеса II Пер-Рамсесе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=