XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 535 Источниковедение и историография древнего Ближнего Востока... правоверные иудеи сгущали краски вокруг всех проявлений идолопоклонства. В караимских переводах Пятикнижия X–XI вв. этот термин вообще был трактован как навигационные приборы типа астролябий 1 . Идея о соотнесении Терафим с Ларами иПенатами высказана еще ПьеромЖурье (1637–1713), который предположил, что они — изображения предков Лавана (Ноя и Сима), не исключив и возможное использование их в мантических практиках 2 . Эта трактовка загадочных «идолов» Рахили как изображений предков представляется наиболее приемлемой, исходя из аналогичной функции мелкой пластики в древних культурах (из контекста следует, что они помещались в седельную сумку). Наиболее логичным путем похищение Рахилью Терафим своего отца объясня- ется ее желанием вывести линию предков Лавана в род своего супруга Иакова 3 . Таким образом, обладание их изображениями обеспечивало их поддержку ее собственным детям. Очевидно, что значения и функции Терафим трансформировались и отличались в разные эпохи. Однозначно сопоставить Терафим с какой-либо из форм мелкой пластики из археологических находок на территории Древней Иудеи пока не представляется возможным. Многочисленные «столбообразные» (pillar-based) статуэтки из слоев РЖВ I–II в основном женские, их обычно связывают с Ашерой и культами плодородия (их количество в слоях археологических памятников уменьшается с VI в. до н. э., что, возможно, связано с утверждением монотеиз- ма) 4 . Но некоторые абстрактные фигурки могли изображать и иных персонажей, выполняющие специфические функции изделия могли быть также изготовлены из несохранившихся органических материалов. Анализ ближневосточных материалов бронзового и раннего железного веков, тем не менее, представляет обширное поле для дальнейших исследований и сопоставлений. Рунг Э. В. (КФУ, Казань) Понятие справедливости и законности в царских надписях Ахеменидов 5 Необходимо задаться вопросом, следовал ли Дарий I месопотамской традиции понимания справедливости (по-аккадски mīšarum , по-шумерски – níg.si.sá ), кото- рая нашла отражение в обозначении рядом правителей своих указов как «законов 1 Грищенко А. И. Какие стурлаби украла Рахиль у Лавана? (Об источниках глосс славяно-рус- ского Пятикнижия XV века) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. №1 (71). С. 105–115. 2 Флоренский П. А. О терафимах… 307–308. 3 Палагута И. В. Античные… С. 81. 4 Kletter R. The Judean Pillar-Figurines and the Archaeology of Asherah. BAR IS 636. Oxford, 1996. 5 * Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 23–28–01562 «Правовая система Персидской империи Ахеменидов»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=