XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

534 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV в схожем «домашнем» контексте. Поэтому возможно, что значительная часть доисторических статуэток изображала предков или так или иначе была связана с их культами и, возможно, мантической практикой 1 . Можно ли найти соответствующие аналогии на Ближнем Востоке? В библейских текстах обращает на себя внимание сюжет о бегстве Иакова и Рахили от ее отца — арамея Лавана (Бытие: 31, 17–35). Уезжая с Иаковом от отца в Ханаан, Рахиль «захватила с собою также изображение божеств, почитать которые, как домашних богов, было в обычае» (Иосиф Флавий. Иудейские древ- ности: I, 19, 9). Когда разгневанный Лаван догнал караван зятя, Рахиль спрятала идолов под верблюжье седло и села на них, притворившись, что у нее месячные. Поэтому Лаван, обыскивавший шатер, так и не смог их найти. «Идолы» из этого сюжета в древнееврейском тексте Библии названы «Тера- фим», и упоминаются только в форме множественного числа 2 . Они были детально проанализированы П. А. Флоренским 3 . Несмотря на утверждения Иосифа Флавия (Иудейские древности: I, 21, 2), из дальнейшего повествования непонятно, тех ли именно «богов чужих» («элогим») закопал Иаков по дубом близ Сихема (Бытие: 35, 1–4). Позже Терафим появляются в Книге Судей, в истории об изготовлении Михой «истукана и литого кумира» из серебра, ефода и Терафим (Судей: 17). Вместе эти предметы именуются «элогим» (Судей: 18, 24). В Первой Книге Царств Терафим связаны с ворожбой, осуждае- мой Самуилом (1 Царств: 15, 23). Использование Терафим обычно в религиозной практике Израильского царства: живший в VIII в. до н. э. Осия пророчествует: «… долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафим» (Осия: 3, 4). Согласно библейскому тексту, в 610-е гг. царь Иосия в ходе религиозных реформ «истребил» «и вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов» (4 Царств: 23, 24). В книгах пророков VI в. до н. э. Терафим связаны с мантикой (Иезекиль: 21, 21). К концу VI в. до н. э. относится пророчество Захарии, где Тера- фим, вопрошаемые как оракул, фигурируют с негативным оттенком: «терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное» (Захария: 10, 1–2). После этого Терафим исчезают со страниц Библии. Приведенные отрывки из Библии получили множество толкований в после- дующей талмудической литературе, где Терафим предстают в виде забальза- мированных голов, использовавшихся в ритуалах некромантии. 4 Очевидно, что 1 Палагута И. В. Античные изобразительные и письменные источники в решении проблемы интерпретации памятников искусства доисторической Европы // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 5. СПб., 2015. С. 77–85. 2 Каменецкий А. С. Терафим // Еврейская энциклопедия (под ред. Л. Каценельсона). Т. 14. СПб., 1913. Стлб. 809—810. 3 Флоренский П. А. О терафимах. Что такое идолы Лавана, и с какой целью Рахиль похитила их у отца? (предисл. и примеч. А. В. Пономарева) // Богословские труды. Сб. 42. М., 2009. С. 251–317. 4 Флоренский П. А. О терафимах… С. 293–294.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=