XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
528 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV здесь с таким географическим названием, как: e-ber ÍD( nāri ) «Заречье/Заевфратье» (ранее — в тексте договора 676 г. с Баалу, царем Тира) 1 . Последнее в качестве обо- значения Сирии и других областей к западу от Евфрата характернее для эпохи Ахе- менидов. Так, в ряде клинописных документов 559–486 гг. упоминается перс Гобрий, «сатрап провинции Вавилон-и-Заречье» ( m gu-bar-ru lú NAM TIN. TIR ki u (kur) e-bir ÍD) 2 . Персидская провинция «Заречье» многократно упоминается в арамейской форме ‘br nhrh в библейской книге Ездры (гл. 4–7). Примечательно, что в числе 22 правителей городов Восточного Средиземно- морья включая острова (KUR. ḫat-ti a-ḫi tam-tim ù MURUB 4 tam-tim ) выделены «12 царей Приморского побережья» (12 šarrāni ša kišādi tâmtim ), к которым отне- сены: Баалу, царь Тира; Манассия, царь Иудеи; Кауш-габри, царь Едома; Муцур, царь Моава; Цил-Бел, царь Газы; Митинти, царь Ашкелона; Икаусу, царь Екрона; Милки-ашапа, царь Библа; Матан-Баал, царь Арвада; Аби-Баал, царь Самсимур- руна; Буду-Ил, царь Бит-Аммана (библ. Аммон); Ахи-Милки, царь Ашдода (RINAP 4/1 v.73-vi.1, p. 23–24). Логично предположить, что исходная традиция вырезания из скальных пород значительных по площади рельефов (барельефов, горельефов) должна была представлять собой вытесывание на месте, в горах. Одну из древнейших и практически непрерывных традиций этого высококвалифицированного ремесла (искусства) демонстрирует Иранский регион: начиная с Элама 3 и вплоть до Бехистунской надписи Дария I, сопровождаемой рельефами. Самый известный архитектурный комплекс на переднеазиатском западе, включающий рельефные изображения и надписи, — это Язылыкая, хуррито-хеттское скальное святилище XV–XIII вв. до н. э. (Турция, Богазкёй). В свою очередь самый ранний ассирийский архитектурный комплекс с рельефами и горельефами, покрытыми текстами, —это дворец Ашшурнацирпала II (883–859 гг.) в г.Кальху (Нимруд) 4 . Важно, что археологических следов работыкаменотесов непосредственно вМесо- потамии крайнемало 5 .Можно предположить, что плитыс рельефами (с высеченными текстами), как и статуи (горельефы) человеко-быков ( d ALAD. d LAMMA/ aladlammû ) или разнообразных (львинотелых) сфинксов (UR.MAḪ.MEŠ/ urmaḫḫû ;MUNUS. ÁB. 1 Parpola S., Watanabe K. Neo-Assyrian Treaties and Loyalty Oaths. Helsinki, 1988 (SAA2), p.XXIX (Text 5); 27 (строка 9’); в письме Саргону: KUR. e-bir ÍD (SAA I 204 r.10); Bagg A. M. Répertoire Géographique des Textes Cuneiforms VII/1. Wiesbaden 2007, p.64. 2 Дандамаев М. А. Месопотамия и Иран в VII-IV вв. до н. э.: социальные институты и идеоло- гия. СПб., 2009; Magdalene F. R., et al. Fault, Responsibility, and Administrative Law in late Babylonian Legal Texts. Univ. Park, Pennsylvania, 2019. P.409, 432–433, 437. 3 Alvarez-Mon J. The monumental reliefs of the Elamite highlands: a complete inventory and analysis (from the 17 th to 6 th century BC). Univ.Park Pennsylvania, 2019. 4 Russel J. M. The Writing on the Wall: Studies in the Architectural Context of Late Assyrian Palace Reliefs. Winona Lake, 1999. 5 Moorey P. R.S. Ancient Mesopotamian Materials and Industries: the archaeological evidence. N. Y., 1994, p.31–32.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=