XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
522 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV старой династии вариант смены ее новой (и в реальности V династия сменяла IV, видимо, именно подобным образом). 1.2. В египетской традиции предисламского и исламского времени есть сюжет о первом царе-строителе великих пирамид царе *Сурисе/Суриде (это имя воспроизводит имя Снофру в его передаче Манефоном, но деятельность и историческое место этого царя взяты от Хуфу), получившем от мудреца про- рочество, что вскоре разразится великая природная катастрофа (отождествлена как библейский Потоп), которая положит конец его династии, но не уничтожит до конца Египет и его население (те возрождаются после этой катастрофы). Мы объясняем этот сюжет как результат смешения воедино образов двух царей и связанных с ними двух известных сюжетов среднеегипетской литературы: сюжета о получении царем Снофру пророчества жреца Неферти о будущей катастрофе I Переходного периода («Пророчество Неферти») и сюжета о полу- чении царем Хуфу пророчества о конце его династии (собственно «Сказки папируса Весткар»). В сюжете о Суриде контаминировались и образы этих царей, и сообщения о связанных с ними пророчествах, образовав сюжет о предсказанной катастрофе, одновременно обрывающей династию Сурида и сменяющей ее новой династией. Таким образом, оба ранних египетских сюжета — о пророчестве Неферти для Снофру и о пророчестве Джеди для Хуфу — передавались на протяжении многих веков, и в I-II тыс. н.э. мы знаем контаминацию этих сюжетов в виде предания о Суриде. 2.1. По античным передачам известна египетская легенда середины I тыс. до н. э. и далее о том, что сын и преемник миропокорителя и законодателя Сесостриса царь «Ферон» (= Фараон) сжег заживо чужих неверных жен, как и свою неверную жену (уникальный мотив в известном материале позднеегипетской традиции). По другим античным передачам, этого сына и преемника звали Ненкорей, т. е. Небкаура = Аменемхет II, сын Сенусерта I (resp. Сесостриса). 2.2. Приписывание царю Небкаура сожжения чужих (и своей) неверных жен находит очевидную перекличку с сообщением другой новеллы «Сказок папируса Весткар» о том, как царь с похожим именем Небка по своей воле выносит приговор о сожжении заживо неверной жены жреца Убаонера (это решение именно Небка, а не Убаонера, сам мотив — уникален для дошедшей египетской литературы). По нашему мнению, этот сюжет, связанный с Небка, оказался впоследствии перене- сен на более позднего царя со схожим именем Небкаура —Аменемхета II (на что могла дополнительно повлиять известная по Манефону гибель этого царя от рук евнухов гарема, ставящая его в контекст топики об изменах и интригах жен), что и дало легенду о Фероне. 2.3. Та же легенда о Фероне сообщает, что он бросил в реку копье, что было воспринято сверхъестественными силами как осквернение реки, и они пока- рали его слепотой (исцеление от нее связано по сюжету с поисками Фероном верных жен и сожжением им неверных). В новелле «Сказок папируса Весткар» о Небка этот царь велит швырнуть в реку пепел сожженной им неверной жены
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=