XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 521 Источниковедение и историография древнего Ближнего Востока... Ладынин И. А. (НИУ ВШЭ; МГУ; Москва), Немировский А. А. (НИУ ВШЭ; ИВИ РАН; Москва) Исторические сюжеты «Сказок папируса Весткар» в историко-легендарной традиции Египта 1 С нашей точки зрения, можно выявить и проследить бытование и трансформа- ции двух сюжетов о царях Египта, присутствующих в «Сказках папируса Весткар», в позднейшей египетской легендарной традиции. 1.1. Первый их них связан с Хуфу и пророчеством о том, что его династия прекратится и престол перейдет к сыновьям некоей Реджедет, которых она родит от бога Ра, причем эти сыновья — хорошо известные начальные три прави- теля следующей, V династии в реальной истории. Как мы помним, изложение в дошедшем тексте вскоре обрывается, и мы не знаем точно, какие именно меры собирался предпринять в связи с получением этого пророчества Хуфу. Можно не сомневаться лишь, что в сказке сюжет кончался в соответствии с реальной историей — то есть тем самым прекращением IV династии и сменой ее дина- стией V-й, о котором по сюжету Хуфу получает пророчество. Разумеется, Хуфу не рад тому, что бог Ра предпочел зачать новых будущих царей не в его царском доме, а от посторонней этому дому женщины и положить этим начало новой династии. Дальнейшее движение сюжета могло идти в диапазоне от того, что Хуфу попытался бы сорвать исполнение пророчества — и потерпел бы при этом неудачу — до того, что он смирился с возвещенным ему ходом событий и попытался приспособиться к нему. С нашей точки зрения то, как рисует Хуфу сказка, и то, как выглядит в ней его реакция на пророчество (он не ставит под сомнение неизбежность его исполнения, не оспаривает истинности того, что сообщено ему, по сути, о воле бога Ра относительно начала новой династии, не обсуждает возможности предотвратить исполнение этой воли или побудить Ра изменить ее, не собирается предпринимать в связи с этой ситуацией какие бы то ни было шаги; не описаны никакие его меры или замыслы против Реджедет и ее сыновей) позволяет считать, что Хуфу по сюжету не пытался оспорить и сорвать предсказанный ему ход событий. Тогда его дальнейшие действия могли быть подчинены разве что стремлению обеспечить как можно более бла- гоприятный для его царского дома характер смены его следующим — ведь об этом пророчество ничего не говорило и здесь оставалась свобода для маневра. Некоторые соображения позволяют допустить, что далее по сюжету Реджедет предстояло самой войти в царский дом Хуфу в качестве жены одного из его представителей, и тем самым новая династия оказалась бы мирной и генеа- логически подсоединенной преемницей старой — лучший из возможных для 1 Тезисы доклада подготовлены при поддержке гранта РНФ 22–28–01236 «Комплекс представ- лений египтян I тыс. до н. э. — начала н.э. об истории своей страны и его интеграция в античную картину прошлого».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=