XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 519 Источниковедение и историография древнего Ближнего Востока... Лаврентьева Н. В. (ГМИИ; ГИИ; Москва) Описание древнеегипетских памятников в путевых заметках Е. Э. Картавцова и А. В. Живаго: взгляды авторов и судьбы рукописей Паломнические и познавательные поездки в Египет, обретшие особую попу- лярность с середины XIX в., оказались востребованы и в России. Вне зависимости от того, какую практическую цель преследовали тури- сты — поправить здоровье, развлечься, скоротать холодную зиму в теплом климате, — их также вело любопытство и интерес к египетским древностям. Такой познавательный туризм стал характерен не только для аристократии, но и для более скромных, но образованных членов общества. Их желание увидеть собственными глазами страну фараонов было сформировано предварительным чтением научной и популярной литературы, знакомством с атласами по еги- петскому искусству и архитектуре, возможностью ознакомиться с музейными коллекциями и опубликованными памятниками и, конечно же, знакомством со становящимися все более популярными путеводителями и различными техниками фотографирования. Е. Э. Картавцов (1850–1932) побывал в Египте и Палестине в 1889 г., и об этом путешествии он оставил путевые заметки «По Египту и Палестине», часть из которых—о пребывании в Каире и поездке в Фивы—были первоначально поме- щены в выпусках «Вестника Европы» (1891), но уже в 1892 году в типографии М. М. Стасюлевича вышел полный текст «Заметок». Будучи человеком образован- ным и состоятельным, он не претендовал на лавры писателя (литератором была его супруга М. В. Картавцева), а его текст носит, скорее, дневниковый характер. В середине марта 1889 г. он оказывается в Гизе. Он пишет о первом чувстве разочарования, которое вызывает у него пирамида Хеопса («гора как гора»), но преодолевая «первоначальный обман чувств», он признает ее величие. При описании пирамид он использует типичные сравнения и цитаты, почерпнутые из бедекеровского путеводителя. Описание модели поведения арабского населения и типичное ироничное повествование о восхождении на пирамиду (ср. с описа- нием В. Д. Поленова) обрамляет рассказ о Гизе. После пересказа Геродота в тексте присутствует лишь краткое замечание о внутренних помещениях пирамиды, в которые он, по-видимому, не заходил после восхождения. Любопытно, что его проводником по древнеегипетским памятникам был тот же драгоман Дмитри, который сопровождал в путешествии профессора А. В. Прахова и графа Г. А. Толс­ того в 1887 году(год ошибочно указан, путешествие состоялось в 1881 году). Уже через 5 дней в Луксоре он достаточно подробно описывает устройство Карнакского храма, отмечая каждый двор и пилон. Он также приводит историческую справку об этапах строительства этого храма. В Долине царей особое внимание он уделяет гробнице Сети I, но отмечает в ней обилие «сюжетов мрачного характера», тогда

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=