XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 517 Источниковедение и историография древнего Ближнего Востока... и содействие он оказывает царским интересам», поскольку сам Дарий воздает по заслугам тому, кто «поступает неправильно», наказывает «приверженца лжи» и «того, кто причиняет вред» (DNb. § 2с) 1 . Все идеи, представляющие царя защитником справедливости, сформулиро- ваны в Накше-Рустамской надписи (DNb), и повторяются в надписи Ксеркса из Персеполя (XPl). Думается, что эти идеи, очевидно составлявшие основу царской dāta -, первоначально принимали вид Завета как некоего наставления, или завеща- ния, оставленного Ахурамаздой царю Дарию, одухотворённая фигура которого ретранслировала на подданных божественную волю. Повторение Ксерксом в своей надписи из Персеполя слов своего отца (DNb § 2a–e = XPl § 2a–e) говорит о том, что данный Завет был вневременным и программным, как и его понимание персами 2 . Таким образом, в случае с интерпретацией термина dāta- мы встречаемся с чем-то более обширным и глубоким, чем то, что входит в поле привычного понимания «закона» в его сугубо правовом смысле. Крол А. А. (МГУ, Москва), Толмачева Е. Г. (РПУ, Москва) Предварительные результаты проекта по изучению и реставрации древнеегипетских саркофагов и мумий из коллекции Пермской государственной художественной галереи Настоящий доклад посвящен итогам проекта по реставрации и изучениюмумий и саркофагов из Пермской художественной галереи, в частности, авторы пред- лагают предварительную атрибуцию некоторых древнеегипетских памятников, которые были исследованы в ходе этого проекта. Сам проект возник в результате объединения усилий трех организаций: Пермской художественной галереи, которая является хранителем памятников; ООО «Феномен», которое привлекло к работе над памятниками опытнейших реставраторов, и Центра палеоэтнологических исследований, сотрудники которого занимаются антропологическим изучением мумифиированных останков, египто- логической составляющей проекта и историей музейного бытования пермских мумий и саркофагов. Первое упоминание египетских мумий относится к 1922 году. 7 ноября 1922 года художественный отдел Пермского Художественно-промышленного 1 Briant P. From Cyrus to Alexander. P. 127. 2 Wiesehöfer J. Law and Religion in Achaemenid Iran // Law and Religion in the Eastern Mediterra- nean: From Antiquity to Early Islam / Ed. by A. C. Hagedorn, R. G. Kratz. Oxford, 2013. P. 49.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=