XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
516 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV ветствии с «Этимологическим словарём иранских языков» В. С. Расторгуевой и Д. И. Эдельман, dātа- можно определить как нечто «установленное, положен- ное» 1 . Согласно словарям древнеперсидского языка Р. Кента и Р. Шмитта, dātа- переводится как «закон» 2 . По данным словаря Р. Меликова, слово dātа- представ- ляет собой причастие ср. р., ед. ч. с основой dāta- , происходящее от корня dā-, которое означает «закон», «постановление», «указ», «приказ» 3 . В историографии также предлагаются различные интерпретации этого древнеперсидского термина, которые расширяют его значение. А. Олмстед видит в dātа- свод законов, который должен был действовать на территории всей империи 4 ; это, в свою очередь, оспаривают М. А. Дандамаев и В. Г. Луко- нин, полагающие, что dātа- — это «общий правовой порядок, установленный Ахеменидами», высказывая сомнения по поводу существования общегосудар- ственного кодекса законов 5 . Согласно П. Бриану, термин dātа- , упоминаемый в царских надписях (DNa. § 3, DSe. § 4, XPh. § 4d), отражает политико-ре- лигиозную идеологию, а не судебную организацию общества, подчеркивает господство царя над странами и народами 6 . С этим мнением также солидари- зируется Й. Визехёфер 7 . Анализируя приведенный комплекс царских надписей, можно заметить, что слово dātа- используется всегда только в единственном числе четыре раза в отношении царской dātа- (DB. § 8; DNa. §3; DNb. § 9b; DSe. § 3–4) и дважды в отношении божественной dātа- Ахурамазды (XPh. § 4d). Но что понималось под царской dātа- ? Определенно можно сказать, что под словом dāta- понимается в тексте надписей тот общий правовой порядок, который включал несение дани и, в особенности, выполнение повелений царя. Таким обра- зом, термин dātа- относится не только к судебно-административному положению дел в Ахеменидской империи, но отражает религиозные и политико-идеологиче- ские представления Ахеменидов, в том числе, и связанные с восприятием ими идей справедливости. Итак, в основе царской dāta- лежал принцип справедливости, так, как его понимал сам Дарий. П. Бриан пишет о «монархической концепции справедли- вости»: «каждый человек оценивается пропорционально тому, какую помощь 1 Расторгуева В. С., Эдельман Дж.И. Этимологический словарь иранских языков. Т. 1. М., 2000. С. 423. 2 Kent R. G. Old Persian: Grammar, Texts, Lexicon. New Haven, 1950. P. 189: law; Schmitt R. Wör- terbuch der altpersischen Königsinschriften. Wiesbaden, 2014. S. 166: Gesetz. 3 Меликов Р. Древнеперсидские надписи. Транслитерация, перевод, глоссарий. Баку, 2013. C. 245. 4 Olmstead A. T. History of the Persian Empire. Chicago, 1948. Р. 119–120. 5 Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980. C. 128. 6 Briant P. From Cyrus to Alexander. A History of the Persian Empire. Winona Lake, Indiana, 2002. P. 511. 7 Wiesehöfer J. Gerechtigkeit und Recht im achaimenidischen Iran // Recht und Religion. Menschli- che und göttliche Gerechtigkeitsvorstellungen in den antiken Welten / Hrsg. von H. Barta, R. Rollinger, M. Lang. Wiesbaden, 2008. S. 52.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=