XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 515 Источниковедение и историография древнего Ближнего Востока... Воинская иерархия вавилонской армии при Хаммурапи была четырехступен- чатой. Во главе стояли «начальники амореев» (ед.ч. wakil/šāpir Amurrim / UGULA MAR.TU) , каждый из которых имел в непосредственном подчинении трех старших офицеров ( ša ḫaṭṭim «тот, кто (имеет) скипетр» / PA. PA/UGULA GIDRU). Стар- шим офицерам подчинялись младшие ( laputtûm / NU. BANDA 3 ), которые, в свою очередь, контролировали исполнение обязанностей десятников (шум. PANAM.10) и писцов ( mār bīt ṭuppim / DUMU É. DUB. BA). Словом rēdûm «сопровождающий» (AGA. UŠ) именовался самый низший чин 1 . Таким образом, шестнадцать дошедших писем Ярим-Адду в сопоставлении с синхронными письмами из Вавилонии и Мари (корпусыAbB иARM(T)) позво- ляют составить определенное представление о подробностях, связанных с напря- женными отношениями Элама и Вавилона в 1765–1764 гг. до н. э. Они содержат немало сведений о хитросплетениях дипломатических отношений между участ- никами данных событий, а также о мобилизации населения Вавилона, особенно в отношении таких аспектов, как: терминология, связанная с формированием, боевой готовностью и передислокацией отрядов; состав и условия содержания армии; воинская иерархия; виды вооружения и оснащения; обеспечение сбора и передачи информации. Исакова А. С. (КФУ, Казань) Понимание dāta- как закона в древнеперсидских надписях 2 Следует поставить вопрос об уместности интерпретации древнеперсидского термина dātа- как «закона» в его современном понимании (нормативный акт, постановление высшего органа государственной власти, принятый в установлен- ном порядке и имеющий юридическую силу 3 ). Исследователи дают различные трактовки термину dātа- , не принимая во внимание контексты употребления этого слова. Они часто единодушны в его определении как «закон», но, думается, последнее не раскрывает все возможные значения этого термина. Р. Шмитт разъясняет dāta- как древнеиранский термин, первоначально пред- ставляющий собой dāta-m от корня dā- — «устанавливать, размещать» 4 . В соот- 1 Stol M., Charpin D., Edzard D. O. Mesopotamien, die altbabylonischen Zeit: Annäherung 4. Göt- tingen, 2004. (см. с.779). 2 * Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 23–28–01562 «Правовая система Персидской империи Ахеменидов»). 3 Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. Первое издание: Т. 1. СПб., 1998. С. 327. 4 Schmitt R. Dāta // Encyclopaedia Iranica. 1994. Vol. VII. Fasc. 1. P. 114–115.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=