XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 509 Источниковедение и историография древнего Ближнего Востока... Асьютский номарх Хети II, преуспевший в храмостроительстве и сбережении народонаселения объявил, что к этому его «направлял» его городской бог 1 . Домо- правитель Рехуираусен подчеркивал, что спасал голодающих и поддерживал нуждающихся не по долгу службы, а из преданности местному богу Мину 2 . Объясняя происхождение своего богатства милостью богов, верховный жрец Ермонта Ментухотеп заверяет, что использовал его для помощи бедствующим в неурожайный год (Стела London University College 14333). Считалось при этом, что за сбережение многих жизней боги могут вознаградить царя или его поддан- ного особым долголетием 3 . Появившаяся в Первый переходный период метафора «египтяне—божье стадо (дословно: (мелкий) скот- Awt бога)» вполне отражает суть рассмотренных пред- ставлений 4 . Стадо существует в конечном счете для пропитания его владельцев, но последние при этом заботятся о сохранности и приумножении своего «скота». Повествование про бога, спасшего человеку жизнь единственно ради общения с ним («Рассказ потерпевшего кораблекрушение»), очень необычно для письмен- ности Первого переходного периода и Среднего царства. Емельянов В. В. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Упомянут ли обряд отверзания уст в текстах Гудеа? Мое общение с О. Д. Берлевым продолжалось 8 лет (1992–2000). В 1992–1993 гг. мы разобрали египетские надписи на жертвенниках, имевшие отношение к освя- щению воды, и источники, связанные с обрядом отверзания уст. Я познакомил его со всеми новыми текстами обряда на аккадском языке. После этого Олег Дмитриевич, понимая, что статья Блэкмана 5 устарела, высказал пожелание, чтобы я написал сравнительное исследование египетского и месопотамского обрядов отверзания уст на новых материалах. Однако я отказался от этого предложения, 1 Brunner H . Die Texte aus den Gräbern der Herakleopolitenzeit von Siut mit Übersetzung und Erläuterungen. Glückstadt, 1937. S. 54–57, Kol. 19–34. 2 Kanawati N. The Rock Tombs of El-Hawawaish. The Cemetry of Akhmim. Vol. VII. Sydney, 1987. P. 25, pl. 3, fig. 16. 3 «Поучение царю Мерикара», строки 49–50; Демидчик А. Е. Древнеегипетская стела Музея Метрополитен № 12.183.8: историко-культурный комментарий // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 1: История. С. 10–13; Anthes R. Die Felseninschriften von Hatnub nach den Aufnahmen G. Möllers. Leipzig, 1928. S. 57, Tf. 26, Gr. 25, Kol. 9–10. 4 Müller D. Der gute Hirte // Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1961. Bd. 86. S. 126–144. 5 Blackman A. M. The Rite of Opening the Mouth in Ancient Egypt and Babylonia // The Journal of Egyptian Archaeology. 1924. Vol. 10, No. 1 (Apr., 1924). P. 47–59.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=