XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

508 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV и о том, сколь ценилась богами человеческая жизнь. Поскольку источники Старого царства на сей счет молчат, в докладе рассмотрены тексты Первого переходного периода и начала Среднего царства (конец XXIII–XX вв. до н. э.). Желая жертвоприношений, боги нуждались в совершающих их людях, и потому Бог-творец Солнце обустроил среду обитания египтян наилучшим для человеческой жизни образом, о чем сказано в 1130-м заклинании «Текстов саркофагов» и строках 130–137 «Поучения царю Мерикара» 1 . Люди же ради непрерывного исполнения культов богов должны были дружно трудиться под руководством божественного царя, «сына Солнца». Организационной формой для этого служила древнеегипетская государственность, а принципы и правила, обеспечивавшие совместный труд египтян понимались как непременная часть миропорядка- маат . Оберегая маат , боги желали избавиться от «бунтовщиков», «строптивцев», и т. д. 2 , для чего царю и государственным служащим надлежало воевать с окрест- ными народами, истреблять в Египте святотатцев и смутьянов, порой даже вместе с их родственниками 3 . Но вместе с тем, кормясь жертвоприношениями от египтян, боги не могли желать своему народу убыли, и потому смертная казнь считалась мерой крайней, чрезвычайной — в общем, нежелательной. «Не убивай, нет тебе в этом пользы: ты наказывай побоями и заключением, и благодаря этому обустроится эта страна. Исключение—лишь для бунтовщика, чей умысел раскрыт. Бог знает строптивцев, но бог отвергает проливающих кровь», —сказано в строках 48–50 «Поучения царю Мерикара». На это же указывает фараону Хуфу кудесник Джеди в одной из сказок на папирусе Весткар (VIII, 15–17). Даже в пору смут и междоусобиц правители областей подчеркивали, что убийство им «отвратительно», а казни по ложному обвинению—богомерзки 4 . Не только убийство, но и доведение до самоубийства 5 , вызывали гнев бога мертвых Анубиса 6 . Обеспечение же сохранности и благополучия подвластного населения, напро- тив, считалось в высшей степени богоугодным. Номарх Анхтифи утверждал, что сам бог Хор вручил ему власть над второй верхнеегипетской областью, чтобы прекратить там междоусобное смертоубийство и вновь сделать её заселенной 7 . 1 Здесь и далее нумерация строк «Поучения царю Мерикара» дается по Эрмитажному списку; иероглифическую транскрипцию и комментированный перевод соответственно в Quack J. F. Stu- dien zur Lehre für Merikare. Wiesbaden, 1992. S. 161–200 и Демидчик А. Е. Безымянная пирамида: Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005. С. 192–228. 2 «Поучение царюМерикара», строки 134, 137–138; BuckA. de . The Egyptian Coffin Texts. Vol. VI. Chicago, 1956. P. 268. 3 Blumenthal E. Untersuchungen zum ägyptischen Königtum des Mittleren Reiches. I. Die Phraseo­ logie. Berlin, 1970. S. 224–263. 4 Берлев О. Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. М., 1978. C. 93–96. 5 P. Berlin 3025, 115–122. 6 Берлев О. Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. М., 1978. С. 95. 7 Vandier J. Moaalla. La tombe d’Ankhtify et la tombe de Sébekhotep. Le Caire, 1950. P. 163, pl. XV.1–2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=