XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 507 Источниковедение и историография древнего Ближнего Востока... Как видно, монеты такого типы использовались в качестве загробного дара. Положение статера александровского типа в гробницу явно свидетельствовало о престижности захоронения. Таким образом, можно предположить, что боль- шинство золотых монет этого времени, как и следовало ожидать, оседало в среде аристократии и близких к ним кругов. Находка в Мирмекии дала в руки учёных в три раза больше статеров алек- сандровского типа, по сравнению с тем, что до сих пор было известно на этой территории. Теперь ясно, что они свободно функционировали здесь, как и в осталь- ном Причерноморье. Обстоятельства, при которых был заложен клад, могли быть самыми разнообразными, однако датировка комплекса позволяет связать его с одним из драматических моментов Боспорской истории. В 310/9 г. до н. э. случилась «усобица сыновей Перисада», в ходе которой за власть над царством сразились сыновья царя Перисада I: с одной стороны старший сын Сатир II и младший —Притан, а с другой средний — Евмел (Diod. Sic. XX, 22–25). После гибели Сатира II в бою и убийства Притана, Евмел, желая упрочить свою власть, убил их друзей, а также жён и детей. Вероятно, кто-то из пострадавших в ходе репрессий проживал на территории Мирмекия и в момент опасности спрятал наличное золото. Боспорская аристократия, как и другие элиты Средиземноморья, живо реагировала на изменения, случившиеся после похода Александра Великого против персов. Интерес проявился как в моде на определённые предметы и символы, которые указывали на связь с новой державой, так и в пользовании новыми монетами, которые демонстрировали богатство и престиж местных аристократов. Демидчик А. Е. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Ценность человеческой жизни в египетской религии Первого переходного периода и начала Среднего царства 1 До конца Среднего царства египетские письменные источники почти не гово- рят об отношении богов к живым египтянам 2 ; вместо этого описывается любовь богов к фараону, возглавлявшему и олицетворявшему свой народ. Но тем важнее рассмотреть все сохранившиеся высказывания на тему «боги — египтяне», в т. ч. 1 Доклад подготовлен при поддержке гранта РНФ 23–28–00155 «Культура взаимопомощи в цивилизации Древнего Египта (III-первая половина II тысячелетия до н. э.)». 2 «Тексты саркофагов» посвящены почти всецело взаимоотношениям богов с умершими.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=