XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 491 Секция африканистов. «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Религиозная дипломатия Ирана является одним из инструментов политики «мягкой силы» Исламской Республики наряду с «медицинской дипломатией», продвижением языка и культуры, а также реализацией образовательных программ. В настоящее время одной из главных арен борьбы за «умы и сердца» мусульман, которую развернули сразу несколько стран (Иран, Саудовская Аравия, Марокко), является Африка, и каждый из претендентов на идеологическое лидерство исполь- зует инструментарий религиозной дипломатии. Пример Ирана представляется наиболее любопытным для изучения, поскольку, во-первых, ему приходится действовать в условиях доминирования суннитского ислама, который историче- ски преобладает на Африканском континенте, а во-вторых, Иран реализует свои внешнеполитические инициативы в условиях жестких международных санкций, которые серьезно тормозят экономическое развитие Исламской Республики и огра- ничивают ее возможности на мировой арене. При этом Иран последовательно реализует концепцию защиты угнетенных (мостазефин) и борьбы против угнетате- лей (мостакберин) 1 , проецируя данные понятия на африканские реалии и проводя параллели с преодолением последствий колониализма и неоколониализма. Одной из главных целей иранской религиозной дипломатии является препят- ствование проникновению чуждых Африке фундаменталистских течений ислама, особенно саудовской версии ваххабизма, хотя и шиитский ислам не является традиционным для Африки. В этих условиях Иран нередко стремится сблизиться с широко распространенными на континенте суфийскими тарикатами, которые также страдают от деятельности фундаменталистов 2 . В рамках религиозной дипломатии Иран содействует строительству мечетей, открывает религиозные фонды и ассоциации, а также культурные и образова- тельные учреждения в странах Западной Африки (Нигерии, Сенегале, Нигере, Камеруне и др.), а также выделяет африканским студентам стипендии на обучение в исламских университетах Ирана. Деятельность Ирана в Африке неоднозначно воспринимается как самими афри- канцами, многие из которых обеспокоены ростом числа последователей шиизма на континенте, так и странами Запада, которые демонизируют любые инициативы, исходящие из Тегерана, стремясь настроить международное сообщество против Исламской Республики. В западном академическом и экспертном сообществе принято видеть во внешней политике Ирана на африканском направлении угрозу стабильности континента, а также одну из основных причин радикализации африканских мусульманских сообществ, что не соответствует действительности. В этой связи представляется очень актуальным выявление особенностей религи- 1 Чикризова О. С. Дихотомия «обездоленные —высокомерные» в шиитском восприятии между- народных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. №2. C. 279–289; 2 Ивкина Н. В., Чикризова О. С. «Шиитский фактор» в общественно-политической жизни Нигерии (1994–2020): внутреннее и международное измерения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2022. Т. 14. № 3. С. 524–540.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=