XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

490 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIII Жолио-Кюри. Энергичность, широкий кругозор и высокая степень социальной ответственности не позволили молодому человеку сосредоточиться на карьере физика: он продолжил изучение философии, истории и лингвистики, посещая лекции в Сорбонне, активно участвовал в студенческих демонстрациях. В 1951 г. исследователь представил диссертацию «Негрские нации и культура», написан- ную под руководством известного африканиста, этнографа профессора Марселя Гриоля (1898 — 1956). Ученый совет Парижского университета первоначальный вариант не принял, однако спустя три года исследование было опубликовано и вызвало широкий резонанс. Бурную реакцию спровоцировала магистральная тема работы — негроидное происхождение цивилизации Древнего Египта. 9 января 1960 г. после семичасовой процедуры защиты было решено присво- ить Ш. А. Диопу степень доктора философии Сорбонны. После официального признания научной состоятельности, ученый вернулся на родину, где продолжил заниматься как научной, так и общественно-политической деятельностью. В предисловии к английскому изданию одной своих самых известных работ «Африканское происхождение цивилизации: миф или реальность», Ш. А. Диоп признавал, что в его исследованиях им руководило желание избавиться от клише и «попытаться наконец сделать что-то современное». Вопреки массированной кри- тике, сопровождавшей его имя и при жизни, и после смерти, ученому, чье наследие существует, воспроизводится и трансформируется благодаря немногочисленным, но упорным последователям, по «лоскуткам» собирающим «полотно» истории Африки, удается оставаться современным. В условиях запущенных в середине прошлого века и не прекращающихся до сих пор процессов деколонизации идеи Ш. А. Диопа остаются актуальными. Чикризова О. С. (РУДН, Москва) Религиозная дипломатия Ирана в Африке Под религиозной дипломатией будет пониматься «деятельность государства по продвижению своих национальных интересов посредством распространения собственных религиозных ценностей. В данную деятельность вовлекаются различ- ные религиозные институты либо организации, созданные с целью осуществления прозелитской или экуменической деятельности, либо поддержки единоверцев, проживающих в странах с инорелигиозным большинством населения» 1 . 1 Чикризова О. С. Саудовская модель развития для «мира ислама»: особенности и ограни- чения // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. №4. С. 553; Чикризова О. С. Феномен религиозной дипломатии: опыт мусульманских стран для России // Экономические, социально-политические и этноконфессиональные проблемы афро-азиатских стран / отв. ред. О. П. Бибикова, Н. Н. Цветкова. М.: ИВРАН, 2020. С. 115;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=